Профилактика юридических рисков энергопредприятия напрямую зависит от качества внутренней регламентации его бизнес-процессов. Это связано с тем, что компании энергетики вынуждены работать в условиях проблемного регулирования, которому свойственны пороки формы и содержания.
Наряду с правоприменительной практикой и разъяснениями госорганов локальные нормативные акты (ЛНА) должны решать задачу формирования более четких ориентиров дозволенного поведения энергопредприятия. Поэтому пока в компании не разработана адекватная система ЛНА юридическая защищенность энергопредприятия находится под угрозой.
Неполнота, недостаточная детализация, непроработанность внутренней регламентации и ее низкая доступность могут повлечь за собой негативные последствия в виде отмены решений органов управления, признания сделок недействительными, юридической ответственности компании и ее менеджмента. Но, к сожалению, понимание значимости ЛНА приходит, как правило, в проблемных ситуациях, когда юридические риски уже реализовались.
Поэтому энергопредприятию важно заблаговременно позаботиться о создании эффективной системы внутреннего регулирования своей деятельности, которая решала бы задачу качественной профилактики юридических рисков.
На эффективность системы ЛНА могут влиять различные факторы. Среди них следует особо выделить:
- выбор корректных областей регламентации;
- качество содержания ЛНА;
- качество формы ЛНА;
- доступность базы ЛНА;
- контроль за исполнением ЛНА;
- институционализация работы с ЛНА.
Области регламентации
Очевидно, что эффективность не зависит от количества принятых в организации ЛНА и даже от степени их детализации. Эффективность определяется, прежде всего, распространением внутренней регламентации на все без исключения области формирования юридических рисков энергопредприятия.
К таким областям можно, как минимум, отнести взаимодействие с потребителями энергии и с надзорными органами, техническое и тарифное регулирование, эксплуатацию энергообъектов, лицензирование, благоустройство, охрану объектов ТЭК и др.
Помимо собственно регламентации указанных процессов особое внимание в их контексте следует уделить регулированию вопросов:
- деловой этики компании;
- распределения зон ответственности структурных подразделений при предварительной экспертизе и реализации бизнес-решений;
- коммуникации компании с контролирующими органами;
- мониторинга НПА, судебной и административной практики, официальных разъяснений закона, претензий контрагентов и надзорных органов;
- обучения сотрудников;
- внутреннего расследования фактов нарушения закона.
Качество содержания ЛНА
Несмотря на целесообразность распространения внутренней регламентации на все без исключения области формирования юридических рисков энергопредприятия, внутренняя регламентация не должна быть избыточной и не должна влечь бюрократизацию внутренних процедур, препятствуя таким образом повседневной работе сотрудников. Такая неадекватность регулирования может формировать у сотрудников компании негативное отношение к ЛНА, что будет провоцировать их несоблюдение.
Кроме того регламентирующие документы необходимо поддерживать в актуальном состоянии. По мере изменения законодательных требований, правоприменительной практики, а также реализации иных факторов, влияющих на риски энергопредприятия, регламентацию следует оперативно корректировать, адаптируя ее к существующим реалиям.
Также важно, чтобы все ЛНА подвергались предварительной экспертной оценке со стороны структурных подразделений компании. Для этого экспертная компетенция и зоны контроля структурных подразделений в рамках предварительной оценки документов должны быть четко распределены.
Качество формы ЛНА
Необходимо обеспечить и высокое качество регламентации с точки зрения простоты изложения и доступности ее восприятия всеми сотрудниками.
Низкое качество формы законодательства в области энергетики, которое выражается в некомпактности, в неточности и неопределенности формулировок, а также в некачественной рубрикации правовых норм, пагубно сказывается на их доступности, значительно усложняет восприятие НПА, препятствует их полноценному применению и, в конечном итоге, увеличивает вероятность нарушения действующих предписаний. Поэтому внутренняя регламентация, основанная на сложном правовом регулировании, должна формироваться в куда более доступном для восприятия читателя формате, нежели существующие НПА.
Частичное решение такой задачи видится в подготовке ЛНА, схематично демонстрирующих корректную реализацию бизнес-процессов. Практика применения ЛНА показывает, что одним из наиболее эффективных форматов такой демонстрации являются блок-схемы.
Доступность базы ЛНА
Помимо того, что в компании должна быть внедрена процедура обязательного ознакомления сотрудников с ЛНА, целесообразно обеспечить и высокую доступность внутренней регламентации. Для этого все документы должны быть размещены и понятно структурированы в электронной базе ЛНА. В свою очередь, необходимо обеспечить бесперебойный удаленный доступ всех сотрудников к этой базе. Важно также наладить систему информирования сотрудников обо всех принимаемых в компании ЛНА.
Контроль за исполнением ЛНА
Качественная профилактика юридических рисков энергопредприятия невозможна только благодаря изданию ЛНА. Важным аспектом профилактики является и эффективная система внутреннего контроля за соблюдением ЛНА.
Данная система может объективироваться в работе специализированных подразделений компании. Таких как, например, служба внутреннего контроля, служба комплаенс и др. Отсутствие системы контроля может обесценить любые профилактические меры, в т.ч. и качественную внутреннюю регламентацию.
И здесь важно не только четко определить функции подразделения, но и обеспечить его независимость. Это может достигаться, например, его подотчетностью только акционерам, выводом подразделения из подчинения менеджмента энергокомпании, включением подразделения в систему согласования важных бизнес-решений, наделением его правом вето в отношении решений, которые не соответствуют требованиям ЛНА.
Институционализация работы с ЛНА
Важно учитывать, что формирование эффективной системы ЛНА – непростая задача. Работа над ней является длительным процессом, требует значительных усилий и ресурсов, творческого подхода, новаторства и по существу не должна заканчиваться никогда.
Это, в свою очередь, определяет целесообразность институционализации такой работы через определение или создание в компании специализированного подразделения, занимающегося формированием эффективной системы ЛНА. Именно в таких условиях система ЛНА может наиболее эффективно выполнять функцию профилактики юридических рисков энергопредприятия.
Правовые риски энергопредприятия — методическое пособие о факторах возникновения правовых рисков в энергетике, а также об основных направлениях их возможного предотвращения.