Наивно полагать, что качественная профилактика юридических рисков энергопредприятия возможна только благодаря правовой поддержке или разработке методологии реализации проблемных бизнес-процессов. Важным аспектом профилактики является и эффективная система внутреннего контроля за соблюдением нормативных требований и ЛНА.
Данная система может объективироваться в работе специализированных внутренних подразделений. Таких как служба внутреннего контроля, служба комплаенс и др.
При этом важно не только четко разграничить функции подразделений, занимающихся контролем, но и обеспечить их независимость. Это может достигаться, например, их подотчетностью только акционерам, выводом подразделений из подчинения менеджмента энергокомпании, включением в систему согласования важных бизнес-решений, наделением правом вето в отношении решений, которые не соответствуют требованиям закона и ЛНА.
Отсутствие системы контроля или ее несоответствие указанным параметрам может обесценить любые профилактические меры, в т.ч. и качественную правовую поддержку. Поэтому внедрение системы необходимо.
Среди известных нам работ, посвященных организации внутреннего контроля, можно рекомендовать к изучению следующие:
▫️Комплаенс-программа организации: практ. руководство / В. Черепанова. – 5-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 285 с.
▫️Система внутреннего контроля: как эффективно бороться с корпоративным мошенничеством / Гританс Я.М. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 304 с.
Они могут помочь в организации эффективной системы контроля за соблюдением НПА и ЛНА.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике