Бездоговорное потребление электроэнергии в домовладениях

Практика признания за собственниками домовладений факта бездоговорного потребления электроэнергии является достаточно распространенной.

Домовладение – жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Бездоговорное потребление электрической энергии – самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке электроэнергии.

Это актуализирует идентификацию корректного порядка определения объема потребления энергии для случаев:

  • несанкционированного подключения домовладения к объектам электросетевого хозяйства;
  • потребления электроэнергии при отсутствии у собственника домовладения заключенного договора на приобретение энергии.

Суть проблемы

В вышеуказанных случаях энергетики зачастую игнорируют положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), и пытаются применять нормы о бездоговорном потреблении энергии, содержащиеся в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442).

Как правило, это связано с тем, что Основные положения № 442 предусматривают более выгодный для поставщиков энергии порядок определения объема бездоговорного потребления.

Так, в силу п. 2 приложения № 3 к Основным положениям № 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление, но не более чем за 1 год.

Согласно же п. 62 Правил 354 определение бездоговорного потребления производится исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (или, если мощность неизвестна, – норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10) и его круглосуточной работы за период бездоговорного потребления, но не более чем за 3 месяца.

Таким образом, предусмотренный Основными положениями № 442 расчетный период определения объема бездоговорного потребления значительно превышает расчетный период, предусмотренный Правилами № 354. Следовательно, Основные положения № 442 предполагают оплату бездоговорного потребления в больших объемах, чем это предусмотрено в Правилах № 354.

Кроме того, порядок определения бездоговорного потребления, предусмотренный п. 62 Правил № 354, регулирует вопросы бездоговорного потребления в многоквартирных домах и не касается домовладений. Следовательно, неприменимость Основных положений № 442 может создавать для продавца энергии дополнительные юридические сложности со взысканием бездоговорного потребления с собственников домовладений.

В общем, экономический интерес энергетиков в применении Основных положений № 442 очевиден. Но насколько корректно их применение при бездоговорном потреблении энергии в домовладениях?

Регулирование предоставления коммунальных услуг

Согласно пп. 10, 11 п. 1 ст. 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и их оплаты регулируются жилищным законодательством. Детальная же регламентация отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам домовладений произведена в Правилах № 354.

Так, в силу п. 2 Правил 354 под коммунальными услугами понимается деятельность по подаче потребителям любого коммунального ресурса. В свою очередь:

  • под потребителем понимается в т.ч. собственник домовладения, потребляющий коммунальную услугу;
  • под коммунальным ресурсом понимается в т.ч. электрическая энергия.

Кроме того, в п. 4 Правил 354 прямо указано на то, что потребителю-собственнику домовладения может быть помимо прочего предоставлена и коммунальная услуга электроснабжения.

Следовательно, отношения по электроснабжению домовладений регулируются нормами жилищного законодательства (ЖК РФ и Правил 354).

Регулирование бездоговорного потребления электроэнергии

В силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ. Следовательно, нормы Основных положений № 442, в т.ч. регулирующие вопросы бездоговорного потребления энергии, подлежат применению к отношениям по предоставлению коммунальной услуги электроснабжения лишь в части, не противоречащей ЖК РФ.

В связи с этим важно учитывать, что жилищное законодательство (в т.ч. ЖК РФ и Правила № 354) не предусматривает возможность определения объемов энергопотребления в порядке, предусмотренном Основными положениями № 442 для расчета объемов бездоговорного потребления электроэнергии: из п. 1 ст. 157 ЖКК РФ следует возможность определения объема подлежащей оплате коммунальной услуги лишь на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Причем, такой порядок расчета коммунальной услуги подлежит применению безотносительно к факту надлежащего/ненадлежащего присоединения домовладения к электрическим сетям.

Это свидетельствует о неприменимости норм Основных положений № 442 о бездоговорном потреблении энергии к ситуации ненадлежащего присоединения домовладения к электрическим сетям.

В контексте предоставления коммунальной услуги электроснабжения ответственность собственника домовладения за ее потребление в отсутствие надлежащего технологического присоединения к сетям предполагается лишь на основании ст. 7.19 КоАП РФ («Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа»), согласно которой потребление электрической энергии влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере от 10 до 15 тыс. рублей.

Что касается порядка определения бездоговорного потребления, предусмотренного п. 62 Правил № 354, то он регулирует вопросы бездоговорного потребления лишь применительно к лицам, проживающим в многоквартирных домах, что не позволяет однозначно распространить действие указанного порядка на отношения по предоставлению коммунальной услуги собственникам домовладений.

Если же говорить о такой разновидности бездоговорного потребления, как отсутствие формализованного договора на приобретение электроэнергии, то здесь важно учитывать, что в отношении граждан-потребителей действует правило, согласно которому договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг (в т.ч. коммунальной услуги электроснабжения), может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (т.е. путем фактического потребления услуг) (абз. 2 п. 6 Правил № 354). Это значит, что заключение договора в письменной форме для потребителя-гражданина необязательно.

Следовательно, в отсутствие формализованного договора, обеспечивающего энергоснабжение домовладения, констатация факта бездоговорного потребления на стороне потребителя в принципе недопустима.

Правоприменительная практика

Вышеприведенные соображения поддерживаются и судебной практикой.

Так, судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 08.08.2016 по делу № 305-ЭС16-4138 (А40-41713/2014) указала следующее:

«… Поскольку законодательство исключает возможность определения объема подлежащего оплате гражданами-потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, пункт 84 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), не подлежит применению … как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.».

Также имеет место практика Верховного суда РФ, основанная на тезисе о том, что неучтенное потребление электроэнергии для бытовых нужд должно рассчитываться с соблюдением п. 62 Правил № 354, а не на основании Основных положений № 442 (см., например, определения ВС РФ от 03.02.2016 № 303-ЭС15-16910 по делу № А59-3998/2014, от 21.11.2016 № 309-ЭС16-11715 по делу № А07-21591/2015).

С учетом изложенного можно констатировать, что взыскание с потребителя-гражданина суммы бездоговорного потребления электроэнергии, определенной в порядке Основных положений № 442, противоречит не только требованиям жилищного законодательства, но и позиции Верховного Суда РФ.

Выводы

  1. При несанкционированном подключении домовладения к сетям взыскание на основании Основных положений № 442 с собственника домовладения суммы бездоговорного потребления электроэнергии противоречит нормам применимого (жилищного) законодательства.
  2. Несанкционированное подключение домовладения к сетям сопряжено с риском привлечения собственника домовладения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.19 КоАП РФ («Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа»).
  3. П. 62 Правил № 354 регулирует вопросы бездоговорного потребления лицами, проживающими в многоквартирных домах, что, как минимум, ставит под сомнение возможность распространения указанного пункта на отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам домовладений.
  4. В отсутствие формализованного договора, обеспечивающего энергоснабжение домовладения, констатация факта бездоговорного потребления энергии (как на основании Основных положений № 442, так и на основании Правил № 354) представляется необоснованной.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.