Подписчики нашего телеграм-канала поделились интересной практикой применения астрента к ФАС России в рамках тарифного спора.
Краткая предыстория
ООО «Газораспределительные сети» (ГРС) создано в 2019 году для распределения газообразного топлива по газораспределительным сетям (как собственным, так и арендованным).
05.10.2021 приказом ФАС России ГРС включено в реестр субъектов естественных монополий на территории Кировской области.
10.12.2021 ГРС направило в ФАС России заявление об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
13.04.2022 письмом № BK/36091/22 ФАС России вернула ГРС тарифное заявление якобы по причине судебного спора между ГРС и AO «Газпром газораспределение Киров», где оспаривалось право аренды ГРС на четыре газопровода, расположенных в Кирово-Чепецком районе Кировской области (впоследствии в рамках дела № A28-12487/2021 договоры аренды газопроводов признаны законными, что подтверждает легитимность владения ГТС спорными газопроводами).
ГРС с решением ФАС России не согласилось и оспорило его в арбитраже (дело № А40-108324/2022). В результате суды (включая Верховный Суд РФ) признали действия ФАС России незаконными и обязали службу устранить нарушение путем рассмотрения тарифного заявления ГРС.
Позиция судов
Суды, в частности, установили, что:
1) ФАС России была обязана принять решение об установлении тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям ГТС в срок не позднее 15.02.2022;
2) каких-либо недостоверных данных тарифное заявление ГТС не содержало;
3) отказывая ГТС в утверждении тарифа, ФАС России, по сути, вышла за пределы своих полномочий и предрешила спор о владении спорными газопроводами.
Но в добровольном порядке ФАС России нарушение не устранила. Служба настаивала на окончании исполнительного производства, т.к. полагала, что судебное решение исполнено, поскольку тарифное заявление ГРС рассмотрено и вновь возвращено заявителю в связи с тем, что материалы якобы не содержат бухгалтерский баланс за 2021 год, данные об объемах за 2021 год и др.
В итоге 20.07.2023 Арбитражный суд города Москвы констатировал неисполнение своего решения (Девятый арбитражный апелляционный суд это впоследствии подтвердил) и взыскал с ФАС России судебную неустойку в размере 500 (пятьсот) руб. за каждый день до момента исполнения решения.
В частности, суд указал, что ФАС России длительное время уклоняется от исполнения своей обязанности. При этом, от антимонопольной службы требуется выполнение следующих действий:
1) направление членам правления ФАС России заявления ГРС об установлении тарифов, заключения экспертной группы, проекта решения правления в порядке, предусмотренном пунктом 20 постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021;
2) рассмотрение тарифного заявления в том виде, по тем материалам и на тот MOMEHT, когда у органа имелась такая обязанность с момента получения заявления ГРС и до 15.02.2022, без дозапроса каких-либо дополнительных документов;
3) принятие решения в порядке, предусмотренном пунктом 22 постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, об утверждении тарифа на транспортировку природного газа.
***
Поскольку законодательство в области газоснабжения прямо не предусматривает установление тарифов за предыдущие периоды регулирования, сформированная в рамках дела № А40-108324/2022 судебная практика, предполагающая установление тарифа на 2022 год, может быть крайне полезна всем организациям, которые сталкиваются с нарушением своих прав в рамках тарифного регулирования.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике