Обзор новелл Федерального закона от 04.08.2023 № 489-ФЗ

Юрий Татаринов,

Советник Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX

 

04.08.2023 официально опубликован Федеральный закон № 489-ФЗ (далее – Закон № 489-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) по вопросам, связанным с внедрением системы «зеленых сертификатов» с учетом положений и требований утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 государственной программы «Развитие энергетики», а также Федерального проекта «Чистая энергия».

Принятие Закона № 489-ФЗ создает дополнительную инвестиционную привлекательность для отрасли возобновляемой энергетики (ВИЭ) с учетом накопленного опыта и утвержденных с учетом принципов ESG[1] планов по активному развитию ВИЭ-генерации промышленно-развитых стран и направлено на повышение конкурентоспособности отечественных компаний на международном рынке.

Закон № 489-ФЗ вступает в силу в течение 180 дней со момента официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 1[2], вступившего в силу со дня официального опубликования.

В период до 01.02.2024 должны быть приняты нормативные правовые акты в развитие положений данного Закона.

Законом № 489-ФЗ:

  1. Правительство РФ наделено компетенцией по введению регулирования в рамках системы «зеленых сертификатов».
  2. Закреплены особенности отнесения генерирующих объектов к «низкоуглеродным» и их квалификации, включая критерии квалификации.
  3. Определен механизм реализации прав, обусловленных производством электрической энергии на квалицированном генерирующем объекте (атрибуты генерации).
  4. Введена система регистрации и учета предоставления сертификатов происхождения электрической энергии, а также определены особенности их оборота и погашения.

Предусмотренная Законом № 489-ФЗ система «зеленых сертификатов» носит добровольный характер и не обязывает участников рынков электрической энергии (мощности) применять данную систему с учетом сложившихся правоотношений в рамках производства, реализации и потребления энергии.

С учетом принятия Закона № 489-ФЗ, подлежат разработке и утверждению/корректировке и дополнению следующие нормативные правовые акты:

1. Особенности отечественной системы «зеленых сертификатов»

Согласно положений Закона № 489-ФЗ под сертификатом происхождения электрической энергии понимается электронный документ, соответствующий установленным законодательством Российской Федерации об электроэнергетике требованиям, предоставляемый организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, владельцу квалифицированного генерирующего объекта, подтверждающий факт производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте в соответствии с его квалификационной категорией в количестве и в течении периода времени, которые указаны в данном документе, и удостоверяющий атрибуты генерации.

Функции оператора в рамках обеспечения функционирования системы выдачи и учета сертификатов происхождения электроэнергии и ведения реестра атрибутов генерации возложены на созданное 29.08.2023 Ассоциацией «НП «Совет рынка» ООО «Центр энергосертификации».

Закон № 489-ФЗ предусматривает возможность предоставления сертификата происхождения для учета в международной системе удостоверения атрибутов генерации. Условием для данного действия является наличие соглашения между организацией коммерческой инфраструктуры и оператором иностранной системы.

Следует отметить, что применение системы сертификатов происхождения электрической энергии является распространенной практикой во многих странах мира: Renewable Energy Certificates (RECs) в США и Канаде, Guarantee of Origin (GO) в странах Европы, Green Electricity Certificate of China (GECs) в КНР.

В России в период до 2022 года действовала соответствующая международным стандартам раскрытия информации система сертификации I-REC[3].

Закон № 489-ФЗ, вводя отечественную систему «зеленых сертификатов», не устанавливает запрет на применение международных систем.

Вместе с тем, между создаваемой российской и действующими иностранными системами «зеленых сертификатов» есть существенные различия.

Так, в соответствии с Законом № 489-ФЗ, под низкоуглеродным генерирующим объектом понимается такой генерирующий объект, который функционирует на основе использования возобновляемых источников энергии без использования процесса горения, либо атомная электростанция.

Отнесение атомных электростанций к низкоуглеродным генерирующим объектам обусловлено в том числе внедрением в России технологии, направленной на замыкание ядерно-топливного цикла.

В отличии от российской системы, международные системы «признают» пригодной для сертификации исключительно электроэнергию, произведенную на основе ВИЭ (солнечной энергии, энергии ветра, геотермальной энергии, энергии вод, энергии биомассы).

Кроме того, международные системы «зеленых сертификатов» требуют ведение «раздельного учета» мер поддержки, оказываемых в отношении ВИЭ-генерации.

Указанные различия необходимо учитывать для целей последующего признания отечественных «зеленых сертификатов» на международных рынках.

Основанием возникновения атрибутов генерации у владельца квалифицированного генерирующего объекта является производство электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте.

2. Принципы системы «зеленых сертификатов»

Введенная в Закон об электроэнергетике Законом № 489-ФЗ статья 41.2 закрепляет понятие сертификата электрической энергии (далее – сертификат) как электронного документа, удостоверяющего атрибуты генерации.

Сертификат является объектом гражданских прав и может до погашения или истечения срока его действия отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке и способами, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Сертификат предоставляется владельцу квалифицированного генерирующего объекта на добровольной основе (по заявлению).

Сертификат происхождения предоставляется организацией коммерческой инфраструктуры путем внесения записи по лицевому счету владельца квалифицированного генерирующего объекта.

Лицо, владеющее атрибутами генерации, удостоверенными сертификатом происхождения, вправе совершать действия, указанные в пункте 1 статьи 41.1 Федерального закона об электроэнергетике в редакции ФЗ, только после погашения сертификата происхождения.

Необходимо отметить, что не допускается предоставление более одного сертификата происхождения по факту производства одного и того же количества электрической энергии.

Сертификат происхождения с истекшим сроком действия не может быть погашен.

3. Положения Закона № 489-ФЗ в части квалификации объектов генерации и системы атрибутов генерации

Согласно Закону № 489-ФЗ под «квалификацией генерирующего объекта» понимается процедура, в рамках которой осуществляется проверка соответствия генерирующего объекта критериям квалификации.

В случае подтверждения такого соответствия также осуществляется отнесение генерирующего объекта к возобновляемой генерации и (или) низкоуглеродной генерации и к одной или нескольким квалификационным категориям в зависимости от используемого источника энергии, способа его использования и других характеристик генерирующего объекта.

Квалификация генерирующих объектов осуществляется в целях учета атрибутов генерации, предоставления сертификатов происхождения электрической энергии, поддержки использования возобновляемых источников энергии, а также в других целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В свою очередь квалифицированный генерирующий объект определен в Законе № 489-ФЗ как генерирующий объект, в отношении которого по итогам квалификации генерирующего объекта установлено, что такой генерирующий объект функционирует на основе использования возобновляемых источников энергии и (или) является низкоуглеродным генерирующим объектом, соответствует иным критериям квалификации, а также осуществлено отнесение его к возобновляемой генерации и (или) низкоуглеродной генерации и к одной или нескольким квалификационным категориям.

Правительство Российской Федерации утверждает критерии квалификации генерирующего объекта, под которыми понимаются требования, совокупности которых должен соответствовать генерирующий объект для признания его квалифицированным генерирующим объектом.

Под атрибутами генерации понимаются права, связанные с характеристиками процесса производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте и со сведениями о таком генерирующем объекте и выработке им электрической энергии, позволяющие обладателю этих прав совершать действия, предусмотренные рассматриваемым Федеральным законом.

Законом № 489-ФЗ закреплены права лиц, владеющих атрибутами генерации, включая право:

  • предоставлять и распространять информацию (в т.ч. рекламу) об обеспечении потребления (покупки) данным лицом электрической энергии в количестве, соответствующим объему атрибутов генерации, производством электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах;
  • распространять информацию о том, что осуществляемая лицом деятельность связана с позитивными экологическими эффектами, сопровождавшим производство электрической энергии;
  • использовать при количественном определении объема выбросов парниковых газов сведения о производстве электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах в количестве, соответствующем объему атрибутов генерации, наряду с применением иных методов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов.

Объем атрибутов генерации определяется исходя из количества произведенной на квалифицированном генерирующем объекте электрической энергии.

Атрибуты генерации являются объектами гражданских прав и могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.

Закон № 489-ФЗ предусматривает следующие способы передачи прав, связанных с атрибутами генерации:

1. По двустороннему договору купли-продажи электрической энергии одновременно с ее продажей

2. Владельцем сертификата происхождения электроэнергии путем его передачи (независимо от продажи электроэнергии)

3. Владельцем сертификата происхождения электроэнергии другому лицу при его погашении

4. Иными способами в рамках обязательного информационного взаимодействия с организацией коммерческой инфраструктуры.

Данный способ применим только при условии, что владелец квалифицированного генерирующего объекта произвел удостоверение (фиксацию) атрибутов генерации в информационной системе, в которой осуществляется учет операций в отношении атрибутов генерации, и с оператором иной информационной системы организация коммерческой инфраструктуры, осуществляющая ведение реестра атрибутов генерации, заключила соглашение об информационном взаимодействии в соответствии с правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии

(в случае наличия нескольких информационных систем удостоверения атрибутов генерации)

Атрибуты генерации возникают у владельца квалифицированного генерирующего объекта по факту производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте в отношении количества электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте.

Объем электрической энергии, в отношении которого владелец атрибутов генерации вправе совершать предусмотренные Законом № 489-ФЗ действия, соответствует объему атрибутов генерации, в отношении которых в реестр атрибутов генерации внесена запись о возникновении у него таких прав.

Согласно пункту 5 статьи 41.1, владелец квалифицированного генерирующего объекта наделяется правом передачи атрибутов генерации на основе договора купли-продажи электрической энергии, который должен соответствовать требованиям Закона об электроэнергетике.

Стороны такого договора обязаны направить сведения о заключении и об исполнении договора в организацию коммерческой инфраструктуры, осуществляющую ведение реестра атрибутов генерации.

Также, атрибуты генерации могут быть переданы посредством передачи сертификата происхождения, удостоверяющего данные атрибуты генерации (п.6 ст. 41.1 Закона об электроэнергетике в редакции Закона 489-ФЗ).

Передача атрибутов генерации иными способами осуществляется только при условии, что владелец квалифицированного генерирующего объекта произвел удостоверение (фиксацию) атрибутов генерации в информационной системе, в которой осуществляется учет операций в отношении атрибутов генерации (далее – иная информационная система).

Иная информационная система, функционирующая наряду с информационной системой, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, должна создаваться и эксплуатироваться с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Оператор иной информационной системы должен обеспечивать учет всех операций, совершаемых в отношении атрибутов генерации, удостоверение (фиксация) которых осуществлено в иной информационной системе.

Оператор иной информационной системы, в которой осуществляется удостоверение (фиксация) атрибутов генерации, обязан заключить с организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, соглашение об информационном взаимодействии и передавать в эту организацию информацию об удостоверении (фиксации) атрибутов генерации в иной информационной системе и о лицах, в отношении которых в реестр атрибутов генерации подлежат внесению записи о возникновении у них прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

4. Правила ведения реестра атрибутов генерации

Закон об электроэнергетике дополнен статьей 41.3, которая закрепляет за организацией коммерческой инфраструктуры обязанность ведения реестра атрибутов генерации с использованием специализированной информационной системы.

Также организацией коммерческой инфраструктуры в размере и порядке, которые установлены Наблюдательным советом Ассоциации «НП Совет рынка» взимается плата за:

  • внесение записей в реестр атрибутов генерации;
  • предоставление доступа к информационной системе и использование ее функциональных возможностей;
  • предоставление сведений, содержащихся в реестре атрибутов генерации.

Кроме того, Законом № 489-ФЗ также установлены сведения, подлежащие учету посредством внесения соответствующих записей в реестр атрибутов генерации:

  • возникновение атрибутов генерации, их удостоверение в иной информационной системе;
  • передача атрибутов генерации другому лицу;
  • обременение атрибутов генерации и ограничение распоряжения;
  • предоставление, передача другому лицу, обременение сертификата происхождения и ограничение распоряжения сертификатом происхождения.

Правила ведения реестра атрибутов генерации определяют:

  • сведения, подлежащие учету в реестре атрибутов генерации, порядок определения объема атрибутов генерации, возникающих по факту производства электрической энергии;
  • порядок учета факта возникновения атрибутов генерации, порядок учета передачи атрибутов генерации владельцами квалифицированных генерирующих объектов;
  • порядок предоставления сертификатов происхождения, сведения, содержащиеся в сертификате происхождения и порядок определения количества сертификатов происхождения, подлежащих предоставлению;
  • сведения, содержащиеся в сертификате происхождения, требования к форме и содержанию сертификатов происхождения, порядок погашения сертификатов происхождения;
  • сроки действия атрибутов генерации и сертификатов происхождения, объем атрибутов генерации, удостоверяемых одним сертификатом происхождения, особенности предоставления и погашения сертификатов происхождения;
  • порядок внесения записей по лицевым счетам, требования к форме и содержанию заявлений, перечень документов и сведений, необходимых для открытия лицевого счета в реестре атрибутов генерации;
  • порядок заключения с организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, договора о ведении реестра атрибутов генерации и существенные условия такого договора.

[1] Принципы заботы компании об экологии, интересах общества и ответственное корпоративное управление.

[2] Касается изменения статьи 37 Закона об электроэнергетике (регулирует основы организации розничных рынков) в части вопросов применения штрафных санкций в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) согласно правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

[3] I-REC также действует в таких странах как Мексика, Турция, Индия и др.

Новые публикации

Все публикации
Cудебные споры в энергетике и ЖКХ

Сборник решений Верховного Суда

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.