Генпрокуратура РФ предложила ввести ответственность энергоснабжающих организаций за неисполнение инвестпрограммы. А значит надо готовиться как минимум к изменениям в КоАП.
Сейчас закон такую ответственность не предусматривает. Неисполнение сопряжено в основном лишь с негативными финансовыми последствиями: с корректировкой (уменьшением) тарифов организации в следующем периоде тарифного регулирования с учётом степени реализации инвестпрограммы.
Но отсутствие прямо предусмотренной юридической ответственности, тем не менее, не исключает вероятность реализации уголовно-правовых рисков: неисполнение инвестпрограммы при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст.159 УК РФ).
Практика показывает, что в качестве мошенничества может быть воспринята совокупность следующих шагов:
- включение в тариф затрат, утвержденных в инвестпрограмме;
- последующий сбор платы с потребителей энергии с применением тарифа;
- использование средств, собранных с потребителей, на цели, не соответствующие целям, изначально заявленным организацией при формировании инвестпрограммы.
Такие действия могут восприниматься в качестве преднамеренного причинения убытков потребителям энергии и противозаконного завладения их деньгами.
Данная трактовка видится несколько упрощенной и не всегда корректной. Но прецеденты с ее применением уже случались. И энергетикам это надо учитывать.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике