На днях Минюст России издал важный для энергетики и не только документ – Методические указания по юридико-техническому оформлению НПА федеральных органов исполнительной власти (приказ от 31.08.2023 № 222).
Помимо прочего документ содержит в себе требования, направленные на повышение удобочитаемости НПА, разрабатываемых ФОИВами. Например:
- название НПА должно отражать суть акта, в краткой форме раскрывать тему правового регулирования, одновременно название акта не должно быть громоздким. К примеру, название акта "О внесении изменений в некоторые НПА" не отражает предмет его правового регулирования (привет юристам Правительства, где примерно каждое 3-е постановление именуется именно таким образом);
- норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования;
- при формулировании предложений необходимо точно и лаконично выражать мысль, избегать осложненных грамматических конструкций, препятствующих восприятию смысла (многочастных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; предложений, осложненных обособленными оборотами).
В общем, нормы должны быть понятными и лаконичными, что при регулировании энергетики давно стало несбыточной мечтой.
Но проблема состоит, во-первых, в том, что множество не соответствующих таким требованиям норм содержится в федеральных законах и актах Правительства (чего только стоят Правила функционирования розничных рынков ЭЭ № 442). На них новые Методуказания не распространяются.
А, во-вторых, даже несоответствие актов ФОИВов указанным требованиям еще не означает, что неподобающий НПА не будет принят. У Минюста же нет права на отказ в госрегистрации такого акта: согласно разъяснениям о применении правил подготовки НПА (утв. приказом Минюста от 23.04.2020 № 105) отказать ФОИВу в госрегистрации НПА можно, только если его текст "не соответствует правилам русского языка".
Так что действенность новых Методуказаний вызывает большие сомнения. Поэтому нужно как минимум предусмотреть обязанность Минюста блокировать неподобающие НПА (и лучше, чтобы это происходило в автоматизированном, а не в ручном режиме). А как максимум надо все же решиться на принятие закона о нормативных правовых актах, который обеспечил бы жесткие требования к качеству норм, содержащихся в федеральных законах и актах Правительства.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике