На днях "Коммерсант" сигнализировал о законопроекте Минэнерго, который предусматривает обязанность ГП и ЭСК отчитываться о финансовых расчетах с сетевыми организациями. Судя по всему, речь об этом документе.
Законопроект предполагает следующие изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»:
- введение требований к ГП и ЭСК на ОРЭМ по соблюдению установленных Правительством РФ показателей финансовой дисциплины, связанных с оплатой услуг по передаче энергии, несоответствие которым является основанием для лишения ГП и ЭСК статуса субъекта ОРЭМ;
- наделение Совета рынка полномочиями по мониторингу финансового состояния ГП и ЭСК и исполнения ими обязательств, связанных с оплатой услуг по передаче энергии;
- установление обязанности ГП и ЭСК по предоставлению в Совет рынка информации, необходимой для осуществления контроля за выполнением показателей финансовой дисциплины, связанных с оплатой услуг по передаче энергии.
Инициатива очень похожа на попытку реанимации принципов, которые предполагались в рамках так и не состоявшегося института лицензирования ЭСК: задолжал – лишаешься права работать. В свое время Минэнерго упорно продвигало этот проект, но Правительство его свернуло, поскольку он не вписывался в идеологию "регуляторной гильотины".
Целесообразность же нового законопроекта обоснована якобы необходимостью устранения риска возникновения аварий и снижения надежности функционирования электросетевых объектов. И, судя по содержанию пояснительной записки, этот риск разработчики законопроекта связывают в основном с неплатежами ГП и ЭСК за услуги по передаче энергии.
В таком контексте демонстрируемое в последнее время трепетное отношение Минэнерго к финансовому благосостоянию Россетей (вспоминаем также отмену льготного техприсоединения) вполне объяснимо. Ведь регулятор может искренне полагать, что именно в контроле за платежами ГП и ЭСК – решение проблемы аварийности.
Но помимо дискуссионности отнесения неплатежей ГП и ЭСК к основной причине аварийности, инициатива также игнорирует одну важную вещь: природа долгов перед сетевиками неоднородна и обусловлена различными факторами, в т.ч. не связанными с недобросовестностью ГП и ЭСК (например, неплатежеспособность потребителей). Это обнажает неразумность огульного лишения задолжавших ГП и ЭСК статуса субъекта ОРЭМ, которое вряд ли будет способствовать повышению надежности.
А вот фактором дополнительного административного давления на бизнес ГП и ЭСК инициатива точно станет. Причем, давления, позволяющего устранять с рынка неугодных игроков, формально не соответствующих показателям финансовой дисциплины.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике