О расчетах энергосбытов с сетевыми организациями

На днях "Коммерсант" сигнализировал о законопроекте Минэнерго, который предусматривает обязанность ГП и ЭСК отчитываться о финансовых расчетах с сетевыми организациями. Судя по всему, речь об этом документе.

Законопроект предполагает следующие изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»:

  • введение требований к ГП и ЭСК на ОРЭМ по соблюдению установленных Правительством РФ показателей финансовой дисциплины, связанных с оплатой услуг по передаче энергии, несоответствие которым является основанием для лишения ГП и ЭСК статуса субъекта ОРЭМ;
  • наделение Совета рынка полномочиями по мониторингу финансового состояния ГП и ЭСК и исполнения ими обязательств, связанных с оплатой услуг по передаче энергии;
  • установление обязанности ГП и ЭСК по предоставлению в Совет рынка информации, необходимой для осуществления контроля за выполнением показателей финансовой дисциплины, связанных с оплатой услуг по передаче энергии.

Инициатива очень похожа на попытку реанимации принципов, которые предполагались в рамках так и не состоявшегося института лицензирования ЭСК: задолжал – лишаешься права работать. В свое время Минэнерго упорно продвигало этот проект, но Правительство его свернуло, поскольку он не вписывался в идеологию "регуляторной гильотины".

Целесообразность же нового законопроекта обоснована якобы необходимостью устранения риска возникновения аварий и снижения надежности функционирования электросетевых объектов. И, судя по содержанию пояснительной записки, этот риск разработчики законопроекта связывают в основном с неплатежами ГП и ЭСК за услуги по передаче энергии.

В таком контексте демонстрируемое в последнее время трепетное отношение Минэнерго к финансовому благосостоянию Россетей (вспоминаем также отмену льготного техприсоединения) вполне объяснимо. Ведь регулятор может искренне полагать, что именно в контроле за платежами ГП и ЭСК – решение проблемы аварийности.

Но помимо дискуссионности отнесения неплатежей ГП и ЭСК к основной причине аварийности, инициатива также игнорирует одну важную вещь: природа долгов перед сетевиками неоднородна и обусловлена различными факторами, в т.ч. не связанными с недобросовестностью ГП и ЭСК (например, неплатежеспособность потребителей). Это обнажает неразумность огульного лишения задолжавших ГП и ЭСК статуса субъекта ОРЭМ, которое вряд ли будет способствовать повышению надежности.

А вот фактором дополнительного административного давления на бизнес ГП и ЭСК инициатива точно станет. Причем, давления, позволяющего устранять с рынка неугодных игроков, формально не соответствующих показателям финансовой дисциплины.

 


Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике

ZHANE.RU — портал о правовом регулировании в энергетике.

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru