C момента ликвидации ВАС РФ прошло много лет. Но горечь утраты не прошла, и многие (в основном юристы) по-прежнему испытывают в связи с этим фантомные боли.
Мол, как все было с ним прогрессивно, динамично и как теперь все архаично и застойно. Якобы и профессиональный уровень судей ВАС РФ был выше, чем у судей ВС РФ, и наличие двух судов провоцировало здоровую конкуренцию между ними, что шло всем на пользу, и т.д.
Безусловно с ВАС РФ связаны положительные изменения, например, был взят курс на цифровизацию: появилась система kad.arbitr, внедрялись видеотрансляции и т.п. Хотя считать это в наше время чем-то эпохальным наверное сложно.
Видимо поэтому ВАС РФ больше запомнился нам другими достижениями:
- показухой с публикацией писем, адресованных председателю Суда различными чиновниками, где они просили уделить особое внимание тому или иному спору;
- изданием псевдоноваторского постановления Пленума № 16 «О свободе договора и её пределах», после которого объективная оценка диспозитивности/императивности практически любой нормы превратилась в занимательный, но неразрешимый квест;
- серийным штампованием пустопорожних "отказных" определений, из содержания которых заявители не могли понять, почему их обращение не достойно рассмотрения в "надзоре".
Что касается энергетических споров, то Суд здесь чудил что было сил. Яркие примеры:
- постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 12552/10, где Суд почему-то решил, что при выставлении счетов за энергию РСО не вправе предъявить НДС к оплате ИКУ. В итоге РСО по сути обязали платить НДС, который они не могли транслировать покупателям энергии (позже ВАС РФ был вынужден в пожарном порядке эту оплошность устранять);
- постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 № 17072/08, где Суд почему-то решил, что при перерасходе энергии потребителем ЭСО вправе взыскать с него понесенные в связи с этим убытки только, если порядок их расчета определен в договоре. В результате ЭСО по сути были лишены возможности предъявлять свои расходы потребителям, допускающим противоправный перерасход энергии;
- постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 № 525/09, где Суд почему-то решил, что к отношениям ресурсоснабжения должны применяться нормы о предоставлении коммунальных услуг населению. В итоге, например, при бесприборном энергопотреблении РСО вынуждены определять отпущенный в адрес ИКУ объем энергии на основании нормативов потребления коммунальных услуг, которые по большей части занижены и не соответствуют реальным объемам отпуска ресурса.
Приведенный перечень можно продолжить, примеров масса. Так что без ВАС РФ в энергетике хуже точно не стало и жалеть о его ликвидации наверное не стоит.
Но при этом настораживает и отсутствие каких-либо позитивных сдвигов от упразднения Суда. С другой стороны, никто ведь и не обещал, что без ВАС РФ будет лучше :)
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике