ФАС выступает против выхода РЖД на ОРЭМ, т.к. это якобы нарушает запрет совмещения конкурентных и монопольных видов деятельности в энергетике.
Хотя если РЖД выйдет на ОРЭМ в качестве покупателя энергии, то с формально-юридической точки зрения запрет, вроде как, не будет нарушен. Приобретение в этом случае ЭЭ исключительно для собственных нужд исключает нарушение.
Но, конечно, чтобы делать категоричные выводы надо учитывать все нюансы, из которых исходит ФАС.
Если же смотреть концептуально, то не лишним будет вспомнить, что запрет на совмещение анонсировался в качестве меры по развитию конкуренции на реформируемых рынках ЭЭ.
При таком раскладе непонятно, каким образом выход РЖД на ОРЭМ в качестве покупателя (в связи с заявленной компанией необходимостью снижения затрат на закупку электроэнергии) угрожает конкуренции.
Да и в принципе, как запрет на совмещение способствует ее развитию. А если и способствует, то в какой конкретно области рынка.
ТНС потеряет потребителя – это понятно. Но ведь здесь нет нарушения конкуренции. Напротив, в этом драйвер ее развития и повышения качества услуг: борись за потребителя, создавай для него условия, при которых с тобой хотелось бы работать.
Кроме того, оптимизация затрат РЖД на закупку ЭЭ при выходе компании на ОРЭМ создаст условия для снижения стоимости услуг РЖД. Не факт, что снижение состоится, но условия для этого точно возникнут.
А если, при наличии благоприятных условий, снижение стоимости услуг РЖД не произойдет, то вот тут бы и хотелось рассчитывать на усилия надзирателей по обеспечению объективных (коррелирующих со снижением затрат на закупку ЭЭ) цен РЖД.
В общем, ситуация подводит нас к вопросу о принципиальной ценности и актуальности запрета на совмещение видов деятельности в энергетике. Или хотя бы к вопросу о реализации надзирателями запрета с учетом тех задач, для достижения которых он в свое время проектировался.
Что касается технико-юридического несовершенства норм, предусматривающих запрет на совмещение видов деятельности, то это вообще отдельная сага. Здесь просто не хватит места, чтобы передать весь масштаб бедствия. Как-нибудь посвятим этому отдельный материал.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике