Новая версия тарифного закона

ФАС России разработала очередной проект тарифного закона.

Информация о документе

В законопроекте заявлено, что он определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования тарифов, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю (надзору) в области государственного регулирования, ‎а также основные права и обязанности рег. субъектов ‎и потребителей.

Из того, что бросилось в глаза

  • Указано, что эталонный принцип тарифообразования будет приоритетным.
  • Снова продекларировано прекращение перекрестного субсидирования.
  • Предусмотрено создание советов потребителей энергии, которые якобы будут всё контролировать.
  • Установлена возможность заключения между РЭКами и рег. субъектами соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности. Такие соглашения могут предусматривать компенсацию (за счет средств бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ) выпадающих доходов рег. субъектов в связи установлением социально-ориентированных тарифов. Соглашения могут заключаться только по согласованию с ФАС.
  • Зафиксировано, что при установлении тарифов не допускается учет расходов рег. субъекта на уплату штрафов и расходов, связанных с применением мер гражданско-правовой ответственности, наступившей в результате противоправного поведения рег. субъекта.
  • Определено, что инвестиционные расходы, подлежащие включению ‎в НВВ рег. субъекта, могут быть ограничены в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
  • Подробно прописан порядок определения расходов рег. субъекта на оплату труда.
  • Указано, что тарифы вводятся в действие на срок не менее 5 лет.
  • Предусмотрено, что плановые проверки ФАСа в отношении рег. субъектов не проводятся в случае, если деятельность рег. субъектов отнесена к низкой категории риска.

Из непонятного

  • Установлено, что цены в регулируемых сферах (которые указаны в законопроекте), "не определенные в федеральных законах и нормативных правовых актах Правительства РФ, государственному регулированию не подлежат". Что это значит, не ясно.
  • Определено, что плановые проверки могут не проводиться ФАСом в отношении рег. субъектов, деятельность которых отнесена к высокой категории риска, "при условии наблюдения за соблюдением обязательных требований ‎в отношении таких рег. субъектов". Непонятно, о какого рода наблюдении и наблюдении с чьей стороны здесь идет речь.
  • Установлен запрет на включение в состав НВВ расходов рег. субъектов, не связанных с осуществлением регулируемой деятельности. При этом не ясно, кто и как будет определять эту связь (но можно конечно догадаться).

Общее впечатление

Чувствуется, что закон написан надзирателем: у рег. субъектов сплошные обязанности, за неисполнение которых могут наказать, а прав практически никаких; тариф могут отменить в любой момент, издать замещающий акт и всё будет ок; интересы потребителей продекларированы, но в реальности мало чем обеспечены; несмотря на анонсированную цифровизацию тарифного регулирования, забюрократизированность всех процедур сохраняется.

Но если смотреть концептуально, то издание такого консолидирующего акта, как единый тарифный закон, в любом случае благо. Ведь систематизация законодательства (даже такая) – это путь к упорядочению правового регулирования, что нельзя не приветствовать.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.