Законодательство о защите объектов ТЭК никогда не отличалось системностью. Ему свойственны множественный характер актов регулирования и несогласованность норм.
В связи с низким качеством правовой базы возникают сложности в определении применимых НПА и их юридической значимости. Как следствие, есть проблемы с оценкой возможности (и обязательности) охраны объектов ТЭК силами той или иной организации: ведомственной охраны, ЧОПами и т.п.
В результате субъекты ТЭК вынуждены охранять свои объекты, лавируя между бессистемными нормативными требованиями и непрогнозируемой правоприменительной практикой (см. наше небольшое исследование 10-летней давности, которое в основной своей части по-прежнему актуально).
Вот почему рынок с надеждой смотрит на законотворческую инициативу Минэнерго России, которая якобы направлена на "устранение противоречий и синхронизацию отдельных положений со смежным законодательством".
На первый взгляд законопроект действительно упорядочивает логику охраны объектов ТЭК. В частности, планируется следующая система (в зависимости от категории объектов ТЭК):
1) объекты ТЭК высокой категории опасности могут охранять:
– подразделения и (или) организации Росгвардии;
– ведомственная охрана, созданная субъектами ТЭК, указанными в статье 91 Закона № 256-ФЗ;
– ЧОП, учрежденные отдельными субъектами ТЭК;
2) объекты ТЭК средней категории опасности могут охранять:
– подразделения и (или) организации Росгвардии;
– ведомственная охрана, созданная субъектами ТЭК, указанными в статье 91 Закона № 256-ФЗ;
– ЧОП, учрежденные отдельными субъектами ТЭК;
– ЧОП, соответствующие специальным требованиям, установленным Правительством РФ;3)
3) объекты ТЭК низкой категории опасности могут охранять:
– подразделения и (или) организации Росгвардии;
– ведомственная охрана, созданная субъектами ТЭК, указанными в статье 91 Закона № 256-ФЗ;
– ЧОП, учрежденные отдельными субъектами ТЭК;
– ЧОП, соответствующие специальным требованиям, установленным Правительством РФ;
– иные ЧОП.
Но, как говорил классик: "Ваши ожидания – ваши проблемы" :) Поэтому насколько четко идеология законопроекта будет воспринята правоприменителем, покажет только время.
Ждем издания закона в ближайшие дни.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.