Пунктом 11.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила эксплуатации), предусмотрена необходимость осуществления пробных топок при подготовке к отопительному периоду.
В документе, в частности, указано, что для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде перед его началом проводятся пробные топки. Пробные топки проводятся после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к осенне-зимнему периоду. Начало и продолжительность пробных топок определяются графиком теплоснабжающей организации, который следует согласовывать с органом местного самоуправления и доводить до сведения потребителей не позднее чем за трое суток до начала пробной топки.
При этом важно учитывать, что указанное требование применимо в основном к котельным и не распространяется на тепловые энергоустановки тепловых электростанций (см. п. 1.2 Правил эксплуатации).
Неисполнение же данного требования может быть квалифицировано в качестве нарушения правил пользования тепловой энергией и эксплуатации тепловых сетей, что, в свою очередь сопряжено с риском привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ:
- в отношении должностных лиц – административный штраф от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
- в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – административный штраф от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- в отношении юридических лиц – административный штраф от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обязательное проведение пробных топок требует от владельцев котельных определенных финансовых затрат, связанных с отпуском тепловой энергии потребителям.
В этом контексте актуален вопрос о легитимности компенсации таких затрат за счет потребителей коммунальных услуг, в чей адрес фактически отпускается "пробное" тепло, и которые данное тепло по сути вынуждены потреблять.
Здесь необходимо учитывать, что несмотря на содержащееся в законе базовое положение о необходимости оплаты потребителями фактически потребленных объемов тепла, нормы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в принципе не предусматривают необходимость оплаты тепловой энергии, поданной потребителям вне отопительного периода. Учитывая, что пробные топки производятся за рамками отопительного сезона, это может свидетельствовать об отсутствии обязанности потребителей оплачивать тепло, поданное им при пробных топках.
Данное предположение подтверждается судебной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.11.2016 № Ф06-12842/2016 по делу № А49-12180/2015, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2016 № Ф06-2798/2015 по делу № А49-2470/2015).
Из этого следует сделать вывод о том, что объем тепла, реализованный в рамках пробных топок, не может быть напрямую предъявлен потребителям к оплате.
Вместе с тем очевидно, что обусловленные законодательными требованиями затраты теплоснабжающей организации (в частности, вытекающие из действий, связанных с реализацией пробных топок) в силу пунктов 33, 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, могут быть отнесены к прочим (включаемым в НВВ) расходам регулируемой организации, непосредственно связанным с производством и (или) реализацией продукции.
Таким образом, решение проблемы компенсации расходов, связанных с проведением пробных топок, лежит, по-видимому, в плоскости тарифообразования на тепловую энергию. А это, в свою очередь, означает, что оплата пробных топок косвенным образом (через применение тарифов, включающих в себя расходы на пробный отпуск тепла) все же ложится на плечи потребителей.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.