Присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) урегулировано законодательством в двух возможных контекстах:
- при утверждении схемы теплоснабжения;
- в случае прекращения (по различным основаниям) статуса ЕТО у организации, ранее обладавшей таким статусом.
Оба контекста требуют от уполномоченных субъектов (Минэнерго России или орган местного самоуправления) принятия решения о присвоении статуса ЕТО той или иной организации.
Между тем, порядок формализации присвоения статуса ЕТО в законодательстве урегулирован нечетко, что порождает правовую неопределенность и, как итог, провоцирует споры относительно юридической корректности закрепления такого статуса за конкретными организациями.
Нормативное регулирование
Согласно пункту 28 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), ЕТО в системе теплоснабжения – теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус ЕТО в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), закрепляет, что статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения.
Из совокупности приведенных норм можно сделать вывод о том, что присвоение статуса ЕТО при утверждении схемы теплоснабжения реализуется путём указания конкретной организации (в качестве ЕТО) в самой схеме теплоснабжения.
Что касается присвоения статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей, то порядок формализации решения о присвоении статуса ЕТО в данном случае законодательно не конкретизирован.
Одновременно с этим формулировки вышеприведенных норм ФЗ № 190 и Правил № 808 не позволяют однозначно констатировать их неприменимость к случаю присвоения статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей.
Отсюда возможен вывод о том, что присвоение статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей, также (как и в случае с присвоением статуса ЕТО в связи с утверждением схемы теплоснабжения) должно реализовываться только путём указания конкретной организации (в качестве ЕТО) в схеме теплоснабжения. И никак иначе.
Практика присвоения статуса ЕТО и оценка её законности
На практике же присвоение статуса ЕТО (в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей), как правило, производится путем издания уполномоченным органом отдельного решения о присвоении статуса ЕТО. Внесение же информации о назначении новой ЕТО в схему теплоснабжения происходит не одновременно с изданием такого решения, а позже – в момент плановой актуализации схемы теплоснабжения.
Насколько такая практика законна?
Регламентированный пунктами 13-19 Правил № 808 порядок присвоения статуса ЕТО (в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей) не содержит обязательного требования о необходимости изменения схемы теплоснабжения одновременно с принятием решения о присвоении статуса ЕТО конкретной организации.
Более того, согласно пункту 19 Правил № 808 сведения о присвоении организации статуса ЕТО подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.
Согласно пункту 36 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (далее – Требования № 154), схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения, в т.ч. в части актуализации информации о решениях о присвоении статуса ЕТО.
При этом, пунктами 37, 38 Требований № 154 урегулирован следующий порядок актуализации схем теплоснабжения.
Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, а глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Таким образом, мы видим, что актуализация схемы теплоснабжения производится в строго определенные (плановые) сроки, и напрямую не связывается с моментом изменения (назначения) ЕТО в системе теплоснабжения.
Вывод
С учетом изложенного можно предположить, что присвоение статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей, не требует одновременного внесения изменений в схему теплоснабжения.
Данный вывод отчасти подтверждается и эпизодической судебной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.11.2015 № Ф01-4761/2015 по делу № А43-26379/2014: "позиция о том, что в п. 3 Правил № 808 приставка "при" указывает на срок, в который должно произойти присвоение статуса ЕТО, подразумевая единовременно определение организации в схеме теплоснабжения как ЕТО и наделение ее особыми полномочиями (статусом) основана на неверном толковании действующей нормы.").
Несмотря на это, всё же очевидно, что повышение определенности в этом вопросе требует более четкой правовой регламентации.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.