Преддоговорный спор в теплоснабжении. Кто может инициировать.

Преддоговорные споры в теплоснабжении

Сокращения:

ЕТО — единая теплоснабжающая организация;
ТСО — теплоснабжающая организация;
РСО — ресурсоснабжающая организация;
ИКУ — исполнитель коммунальных услуг.


Нормы законодательства и практика их применения свидетельствуют о том, что передать преддоговорный спор на рассмотрение суда может только контрагент лица, обязанного заключить договор о продаже тепловой энергии.

Такой вывод, в частности, вытекает из пунктов 1 и 2 статьи 445 ГК РФ.

1. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Поэтому для корректной идентификации лица, наделенного правом инициировать преддоговорный спор, важно определиться с кругом субъектов, для которых продажа тепловой энергии является обязательной.

Здесь также важно учитывать, что субъектный состав отношений по возмездной реализации тепловой энергии, а также правовой режим данных отношений могут варьироваться в зависимости от целей приобретения тепловой энергии:

  • приобретение в потребительских целях – режим теплоснабжения (стороны: ЕТО или ТСО - потребитель);
  • приобретение в целях перепродажи или компенсации потерь в сетях – режим поставки (стороны: ТСО - ЕТО, ТСО или ЕТО - теплосетевая организация);
  • приобретение в целях последующего предоставления коммунальных услуг – режим ресурсоснабжения (стороны: РСО - ИКУ).

Соответственно, определение лица, наделенного правом инициировать преддоговорный спор, имеет смысл производить с учетом вышеуказанных контекстов (режимов).

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ В СИЛУ ПУБЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА ДОГОВОРА

Обязательность заключения договора на продажу тепловой энергии может быть связана с публичным характером такого договора.

Публичный характер договора энергоснабжения (и в т.ч. договора на на продажу тепла) вытекает, в частности, из п. 1 ст. 426 ГК РФ.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

При этом нормы Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (см. пп. 1 ч. 2, ч. 7 ст. 15) и Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808 (п. 12), прямо оговаривают публичность договора теплоснабжения лишь в отношении ЕТО.

Это позволяет сделать однозначный вывод о публичности договора теплоснабжения для ЕТО.

Между тем, в нормах отраслевого законодательства отсутствует нормативная конкретизация режима данного договора для иных (не отнесенных к категории ЕТО) теплоснабжающих организаций (ТСО). Регулирование, в частности, не содержит прямой оговорки о публичности договора только для ЕТО, или же о его непубличности для ТСО.

По логике же п. 1 ст. 426 ГК РФ:

  • публичность договора для предпринимателя определяется характером его деятельности (энергоснабжение);
  • деятельность по энергоснабжению определяет обязательность ее реализации предпринимателем (т.е. публичность) в отношении каждого, кто к нему обратится.

Иными словами, заключаемый предпринимателем (в качестве лица, реализующего энергию) договор энергоснабжения всегда публичен для него. Отнесение же договора теплоснабжения к разновидности договора энергоснабжения свидетельствует, на наш взгляд, и о публичности договора теплоснабжения (причем, безотносительно к наличию у предпринимателя статуса ЕТО).

Более детальный анализ см. в нашей статье.

Таким образом, можно предположить, что договор теплоснабжения с потребителем обязателен к заключению как ЕТО, так и ТСО*.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ В СИЛУ ПРЯМОГО УКАЗАНИЯ ЗАКОНА

Обязательность заключения договора на продажу тепла может быть обусловлена и прямым указанием закона.

Так, например, договор обязателен к заключению участниками отношений по поставке тепла (поставщик, ЕТО или теплосетевая компания).

Это следует из част 5 ст. 13, частей 3, 11, 13 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Статья 13. Общие положения об отношениях теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии

5. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.

Статья 15. Договор теплоснабжения

3. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

...

11. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

Договор на продажу тепла (договор ресурсоснабжения) обязателен и к заключению сторонами отношений ресурсоснабжения (ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг).

Такой вывод вытекает и из части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

ВЫВОД

Резюмируя изложенное, можно заключить, что правом на передачу преддоговорного спора в суд обладают:

  • в отношениях теплоснабжения — лица, приобретающие тепловую энергию у ЕТО или у ТСО*;
  • в отношениях по поставке тепла — ЕТО, ТСО, теплосетевая организация (т.е. любая из сторон);
  • в отношениях ресурсоснабжения — РСО или ИКУ (т.е. любая из сторон).

Здесь важно отметить, что на сегодняшний день устоявшаяся судебная практика, подтверждающая данный подход применительно к ТСО, отсутствует. Более того, практика постепенно формируется в русле необязательности  договора теплоснабжения для ТСО.

 


Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.