Типовая аргументация для потребителя по обоснованию незаконности взимания платы за проверку или первичную опломбировку прибора учета
В соответствии с пунктом 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы.
В силу пункта 81(14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) Правил № 354. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, законодательство свидетельствует:
- о недопустимости взимания с потребителей платы за первичную опломбировку прибора учета при его вводе в эксплуатацию;
- о возможности взимания с потребителей платы за повторную опломбировку прибора учета только в случае повреждения пломбы потребителем или третьим лицом.
Согласно пункту 81(4) Правил № 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит в том числе работоспособность прибора учета. В соответствии с пунктом 81(6) по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, проверка работоспособности прибора учета является частью процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, а осмотр прибора учета в данном случае необходим исключительно для ввода в эксплуатацию прибора учета и его последующей опломбировки, которые, как уже указывалось выше, производятся без взимания платы с потребителя.
Такая позиция подтверждается как судебной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2016 № Ф06-11716/2016 по делу А72-260/2016), так и решениями надзорных органов (см, например, постановление Новосибирского УФАС от 01.12.2015 по делу № 02-13-78-2015, решение Волгоградского УФАС от 20.08.2015 по делу № 15-01-10-04/424).
Данная позиция воспроизводится и в разъяснениях ФАС России, содержащихся в письме от 13.12.2013 № КА/50647/13 «О возможности взимания платы за регистрацию индивидуальных приборов учета». Согласно указанным разъяснениям, ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами № 354, осуществляется исполнителем без взимания платы. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
С учетом вышеизложенного, взимание с потребителей платы за проверку измерительного комплекса на предмет его правильной работы (с целью допуска прибора учета в эксплуатацию и его последующей первичной опломбировки) противоречит действующему законодательству.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.