Потери тепловой энергии в бесхозяйных сетях. Чья зона ответственности?

Потери тепловой энергии в бесхозяйных сетях

В материале, подготовленном экспертами consultant.zhane.ru, приводится оценка возможности взыскания с ОМСУ стоимости потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях, в отношении которых ТСО (ЕТО), которая должна содержать и обслуживать указанные сети, не определена.

Правовые ориентиры

Согласно части 11 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

Таким образом обязанность по оплате потерь энергии в тепловых сетях возлагается на лицо, которому принадлежат данные тепловые сети.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети (часть 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Это значит, что при наличии бесхозяйных сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, у организации, осуществляющей теплоснабжение (передачу тепла) (далее – ТСО), могут возникать убытки, связанные с потерями тепловой энергии в таких сетях.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе, мероприятия по:

  • выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение);
  • организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества;
  • признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
  • организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом орган местного самоуправления является лицом, на которое возлагается как обязанность по выявлению бесхозяйных тепловых сетей и по подаче заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так и по определению организации, обслуживающей такие сети.

При этом от надлежащего выполнения органом местного самоуправления обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети, по сути зависит возможность компенсации ТСО расходов (путем их учета в регулируемых тарифах ТСО), связанных с потерями энергии в бесхозяйных тепловых сетях. Соответственно, невыполнение органом местного самоуправления возложенной на него обязанности может повлечь за собой некомпенсируемые убытки ТСО, обусловленные отказом регулирующего органа в учете расходов в тарифах ТСО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из положений статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению муниципальным образованием.

В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

Таким образом, закон допускает возможность компенсации (за счет муниципальной казны) убытков ТСО, вызванных неисполнением органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети.

Правоприменительная практика

Допустимость компенсации за счет муниципальной казны убытков ТСО, вызванных неисполнением органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети, подтверждается и судебной практикой.

(см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2015 года по делу № А82-18861/2014, от 6 мая 2016 года по делу № А82-14628/2014, от 1 июля 2016 года по делу № А82-12171/2015, от 15 сентября 2016 года по делу № А82-9312/2015, от 23 марта 2017 года по делу № А82-1572/2016, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2009 года по делу № А28-7969/2008, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2015 года по делу № А82-11641/2014, от 28 марта 2016 года по делу № А82-18861/2014).

Между тем такая практика носит, скорее, эпизодический, нежели устойчивый характер, в связи с чем в настоящее время не исключены и альтернативные подходы судов к разрешению споров ТСО с органами местного самоуправления.

(см., например, судебные постановления по делу № А73-6802/2016, из которых следует, что:

  • бездействие органа местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного имущества не нарушает права и законные интересы ТСО, так как не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке;
  • если спорный участок сети является бесхозяйным, однако используется ТСО для доставки ресурса потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ТСО, которая при определенных условиях не лишена права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования).

Рекомендации

С учетом вышеизложенного, при неисполнении органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети, целевой для ТСО (чья деятельность является регулируемой) представляется следующая последовательность действий.

  1. Консультация с регулирующим органом на предмет возможности учета в тарифах потерь ТСО в бесхозяйных тепловых сетях безотносительно к исполнению органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети.
  2. При отсутствии возможности учета потерь ТСО в тарифах, обращение в орган местного самоуправления с требованием о выполнении возложенной на него законом обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети.
  3. При неисполнении органом местного самоуправления своей обязанности по определению организации (ТСО), обслуживающей бесхозяйные сети, понуждение органа местного самоуправления к исполнению данной обязанности в судебном порядке и одновременное взыскание с органа местного самоуправления убытков ТСО, обусловленных неисполнением органом местного самоуправления своей обязанности.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.