Правовые ориентиры
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» основными принципами организации оптового рынка являются свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке (далее – ОРЭМ) для всех продавцов и покупателей электрической энергии.
При этом в силу пункта 7 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), для получения доступа на ОРЭМ заявитель представляет администратору торговой системы документы, подтверждающие, в том числе наличие согласованного со смежными субъектами ОРЭМ перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (далее – ПСИ).
Смежные с заявителем субъекты ОРЭМ в течение 10 дней со дня получения представленных заявителем документов обязаны обеспечить согласование документов, подтверждающих коммерческий учет произведенной (потребленной) на ОРЭМ энергии, порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов ОРЭМ (пункт 8 Правил недискриминационного доступа).
Таким образом законодательство и Договор содержат как обязанность ГП по согласованию ПСИ, так и четкие требования к срокам такого согласования.
Последствия несогласования ПСИ
Несогласование ПСИ может быть сопряжено с рядом негативных последствий для ГП.
Так, независимая энергосбытовая компания (далее – НЭСК) вправе подать в Конфликтную комиссию при Наблюдательном совете Ассоциации «НП Совет рынка» (далее – Конфликтная комиссия) заявление (жалобу) на действия гарантирующего поставщика (далее – ГП) в целях привлечения его к ответственности за уклонение от согласования ПСИ и создание препятствий к доступу на ОРЭМ иным организациям.
В соответствии с п.п. 4.15, 4.16 Положения о Конфликтной комиссии, по итогам рассмотрения заявления (жалобы) Конфликтная комиссия вправе принять одно из следующих решений:
- признать действия (бездействие) ГП соответствующими законодательству об электроэнергетике и Договору о присоединении;
- обнаружить (выявить) в оспариваемых заявителем действиях (бездействии) ГП признаки нарушения законодательства об электроэнергетике и (или) Договора о присоединении;
- признать действия (бездействие) ГП не соответствующими законодательству об электроэнергетике/Договору о присоединении и (или) препятствующими доступу заявителя на ОРЭМ и предложить устранить допущенное нарушение в соответствии с рекомендациями, изложенными в решении Комиссии;
- признать действия заявителя не соответствующими законодательству об электроэнергетике и (или) Договору о присоединении;
- утвердить рекомендуемые способы защиты прав заявителя в случае неустранения ГП допущенного нарушения в добровольном порядке;
- признать рассмотрение поданного обращения (жалобы) не входящим в компетенцию Комиссии и прекратить рассмотрение обращения (жалобы);
- приостановить рассмотрение обращения (жалобы) в случае невозможности рассмотрения обращения (жалобы) до разрешения сторонами спора, неподведомственного Комиссии.
Если по результатам рассмотрения обращения (жалобы) Конфликтная комиссия признает оспариваемые заявителем действия (бездействие) ГП не соответствующими законодательству об электроэнергетике/Договору о присоединении и (или) препятствующими доступу заявителя на ОРЭМ, Конфликтная комиссия обязана представить материалы по данному факту Председателю Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка» для их рассмотрения Наблюдательным советом и принятия следующих решений (решения):
- о направлении в адрес ГП официального предупреждения о необходимости устранения препятствий доступу хозяйствующего субъекта (коммерческой организации) на ОРЭМ;
- о публикации на официальном сайте Ассоциации «НП Совет рынка» информации о нарушении ГП законодательства об электроэнергетике/Договора о присоединении и (или) о создании препятствий доступу хозяйствующего субъекта (коммерческой организации) на ОРЭМ;
- о направлении материалов и документов в ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
При наличии у ГП доминирующего положения на ОРЭМ, его действия по уклонению от согласования ПСИ могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением, выражающегося в создании препятствий к доступу организаций на ОРЭМ (п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции»). Это, в свою очередь, может повлечь за собой привлечение ГП и её менеджмента к ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ (в т.ч. и в форме оборотного штрафа).
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.