В условиях низкой платёжной дисциплины теплоснабжающие организации вынуждены прибегать к введению ограничения теплоснабжения потребителей-неплательщиков. Данная процедура сопряжена с определенными расходами теплоснабжающей организации. В связи с этим встаёт ряд вопросов, связанных со взиманием с потребителей-должников платы за введение ограничения теплоснабжения.
Актуальны, в частности, следующие вопросы:
- Допускается ли предъявление потребителям-должникам к оплате расходов теплоснабжающей организации, связанных с введением ограничения теплоснабжения.
- Возможно ли предъявление потребителям-должникам к оплате «усредненных» расходов (определенных по смете) теплоснабжающей организации за введение ограничения теплоснабжения.
- В какой момент возникает право на предъявление к оплате потребителям-должникам расходов теплоснабжающей организации, связанных с ограничением теплоснабжения.
- Может ли теплоснабжающая организация не возобновлять энергоснабжение потребителя-должника до момента компенсации им расходов, связанных с введением ограничения.
1. Допускается ли предъявление потребителям-должникам к оплате расходов теплоснабжающей организации, связанных с введением ограничения теплоснабжения
Статьей 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 100 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила теплоснабжения), предусматривает, что теплоснабжающая организация вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем затрат, понесенных вследствие введения ограничения режима потребления и восстановления такого режима, в ситуации, когда указанное ограничение вводится в связи с наличием задолженности потребителя по оплате тепловой энергии.
Таким образом законодательство предусматривает принципиальную возможность теплоснабжающей организации компенсировать за счет потребителя-должника свои расходы, связанные с введением ограничения теплоснабжения.
2. Возможно ли предъявление потребителям-должникам к оплате «усредненных» расходов (определенных по смете) теплоснабжающей организации за введение ограничения теплоснабжения
Законодательство не определяет конкретного размера платы за введение ограничения подачи тепловой энергии.
Между тем из формулировки п. 100 Правил теплоснабжения следует, что размер компенсации не может превышать реально понесенных теплоснабжающей организацией затрат при введении ограничения (возобновлении) подачи тепловой энергии.
Отсюда можно заключить, что предъявление теплоснабжающей организацией потребителю счета на компенсацию затрат, понесенных при введении ограничения теплоснабжения, на основании сметы, составленной теплоснабжающей организацией в одностороннем порядке, возможно только при условии, что включенные в смету расходы реально понесены и документально подтверждены.
При таких обстоятельствах полагаем, что счет на оплату расходов должен формироваться теплоснабжающей организацией индивидуально в отношении каждого потребителя в отдельности и с учетом только тех расходов, которые были реально понесены при введении ограничения подачи тепловой энергии конкретному потребителю-должнику.
Вместе с тем такая трактовка не препятствует сторонам договора самостоятельно определить по взаимному соглашению (например, в договоре теплоснабжения) размер и порядок компенсации возможных расходов теплоснабжающей организации при введении ограничения теплоснабжения в случае задолженности потребителя.
3. В какой момент возникает право на предъявление к оплате потребителям-должникам расходов теплоснабжающей организации, связанных с ограничением теплоснабжения
Законодательство не содержит однозначных положений, определяющих момент возникновения права теплоснабжающей организации на предъявление потребителю-должнику счёта на компенсацию затрат, связанных с введением ограничения теплоснабжения.
Между тем содержание пункта 100 Правил теплоснабжения позволяет предположить, что право теплоснабжающей организации на предъявление к оплате счета на компенсацию затрат обусловлено фактическими действиями теплоснабжающей организации по введению ограничения режима потребления. Данное обстоятельство (в совокупности с компенсационным характером взыскания расходов) позволяет предположить, что право теплоснабжающей организации на предъявление своих расходов к оплате возникает в тот момент, когда теплоснабжающая организация такие расходы фактически понесла.
4. Может ли теплоснабжающая организация не возобновлять энергоснабжение потребителя-должника до момента компенсации им расходов, связанных с введением ограничения
Согласно п. 100 Правил теплоснабжения возобновление подачи тепловой энергии должно быть осуществлено в течение 48 часов с момента оплаты потребителем задолженности за тепловую энергию.
Отсюда однозначно следует, что возобновление теплоснабжения не зависит от факта оплаты потребителем счета на компенсацию расходов, связанных с введением ограничения. Соответственно, невозобновление теплоснабжения потребителя только по причине неоплаты им счета на компенсацию расходов незаконно.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.