Н.Монтиле. Проблемы отнесения территориальных сетевых организаций к моносетям

Николай Монтилеэксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения»

В своей статье автор рассуждает о проблемах, обусловленных неточностью существующего регулирования в части отнесения субъектов электроэнергетики к категории моносетей, формулирует регуляторные направления решения указанной проблемы.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 г. № 179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 (далее по тексту – Основы ценообразования), включено приложение № 3 «Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя» (далее по тексту - Критерии).

В соответствии с первоначальной редакцией приложения № 3 к Основам ценообразования к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (монопотребитель), и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из указанных в приложении № 3 к Основам ценообразования критериев.

Общий характер формулировки приложения № 3 к Основам ценообразования в некоторых случаях стал причиной некорректного отнесения территориальных сетевых организаций (далее по тексту - ТСО) к моносетям.

Например, регулирующими органами к моносетям были отнесены ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно лицу, являющемуся исполнителем коммунальных услуг.

Обоснованием отнесения такой ТСО к моносетям послужило следующее. Исходя из абз. 2 приложения № 3 к Основам ценообразования (в первоначальной редакции) к ТСО, являющимся моносетями, относятся ТСО, оказывающие услуги по передаче преимущественно (А) одному потребителю или (Б) потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса. Таким образом, необходимость оценки отнесения потребителей к одной группе лиц или использования энергопринимающих устройств в рамках единого технологического процесса определена только в случае наличия нескольких потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям сетевой организации. Для ситуации, когда услуги по передаче электрической энергии оказываются «преимущественно одному потребителю», исключения законодательством не определены (в том числе в отношении потребителей, относимых к категории населения).

Однако такое толкование приложения № 3 к Основам ценообразования нельзя назвать правильным по следующим причинам.

1. Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 г. № 179 были приняты во исполнение Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 511-р. Данная Стратегия предусматривала необходимость исключения в 2013-2014 годах из «котлового» тарифа расходов «моносетей» - территориальных сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного промышленного потребителя и созданных на его базе. Отнесение к монопотребителям потребителей, приравненных к населению, противоречат целям Стратегии.

2. В силу пункта 2 Основ ценообразования значения иных понятий, используемых в настоящем документе, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее по тексту - ПНД) потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно п. 2 Основных положений розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее по тексту – Основные положения), потребитель – это потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, потребитель – лицо пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В приложении № 3 к Основам ценообразования не уточнено, о каких потребителях идет речь в Критериях (потребителях услуг по передаче электрической энергии (мощности), потребителях электрической энергии (мощности), потребителях коммунальных услуг или каких-либо иных потребителях).

Однако с учетом вышеприведенных норм в случае, если ТСО оказывает услуги по передаче преимущественно исполнителю коммунальных услуг, потребителем, указанным в Критериях, даже исходя из буквального толкования нужно считать не этого исполнителя коммунальных услуг, а граждан, пользующихся коммунальными услугами электроснабжения и владеющих энергопринимающими устройствами.

Указанных граждан-потребителей коммунальных услуг вряд ли можно квалифицировать как «потребителей, относящихся к одной группе лиц и (или) владеющих энергопринимающими устройствами, используемыми в рамках единого технологического процесса».

3. Отнесение ТСО, оказывающих услуги по передаче электрической энергии преимущественно исполнителям коммунальных услуг, у такой ТСО возникают проблемы с получением платы за услуги по передаче электрической энергии даже по утвержденному для нее в установленном порядке тарифу. Данное обстоятельство обусловлено следующим.

Исходя из п. 15(4) ПНД (в редакции постановления Правительства РФ от 07.07.2015 г. № 680) стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) для монопотребителей определяется исходя из цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии прочих сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.

В силу п. 81 Основ ценообразования расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с монопотребителями моносетевых организаций производятся по единым (котловым) тарифам и ценам (тарифам) на услуги по передаче электрической энергии для моносетевых организаций.

Таким образом, законодательством исполнение обязанности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных моносетевой организацией, обслуживающей преимущественно одного потребителя, было возложено непосредственно на потребителя, пользующегося такими услугами, во избежание несения затрат иными потребителями.

Вместе с тем, исходя из пункта 3 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», подпункта 2 пункта 3 Основ ценообразования цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

Включение каких-либо дополнительных составляющих в цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в том числе включение цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, не допускается. Получение с исполнителя коммунальных услуг платы за услуги по передаче электрической энергии по тарифу, установленному для моносетевой организации, не представляется возможным.

Случаи такого ошибочного отнесения ТСО к моносетевым организациям послужили основанием для внесения в Критерии соответствующих изменений. Согласно абзацу 2 Критериев в редакции постановления Правительства РФ от 07.07.2015 г. № 680 к моносетевым организациям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно монопотребителю (за исключением управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению) и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из перечисленных в приложении № 3 к Основам ценообразования критериев.

Однако такая формулировка также представляется неточной, поскольку из числа монопотребителей не исключены иные категории потребителей, приравненные к населению, указанные в приложении № 1 тех же Основ ценообразования. Данные потребители также не могут быть квалифицированы как монопотребители по вышеуказанным причинам. Более корректной была бы следующая формулировка абз. 2 приложения № 3 к Основам ценообразования:

«К моносетевым организациям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услу-ги по передаче электрической энергии преимущественно монопотребителю (за исключением населения и потребителей, приравненных к населению, указанных в приложении № 1 Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах та-ких потребителей, при условии соответствия одному из следующих критериев»

 


Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

 

No Internet Connection