Администрация проекта ZHANE.RU поздравляет вас и ваших близких с Новым годом и предлагает традиционный обзор ключевых событий 2011 г. в сфере правового регулирования и правоприменения в энергетике, а также в жизни нашего интернет-проекта
Ключевые события в сфере правового регулирования энергетики:
1. Принят Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
2. Принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
3. Принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
4. Принят Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса"
5. Принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 394-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
6. Принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
7. Принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 403-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
8. Принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
9. Принят Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
10. Принят Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"
Ключевые судебные прецеденты в сфере энергетики:
1. Президиум ВАС РФ издал постановление от 18.01.2011 г. № 11009/10
Основной тезис:
Федеральный закон от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" утратил силу с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (т.е. с 01.01.2011 г.).
2. Президиум ВАС РФ издал постановление от 15.02.2011 г. № 12845/10 по делу № А41-22729/09
Основные тезисы:
1) оплата горячей воды, производимой ресурсоснабжающей организацией (РСО), и отпускаемой исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ) для последующего оказания ТСЖ коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению, оплачивается по ставке оплаты услуг горячего водоснабжения (в руб. за м.куб.);
2) применение ресурсоснабжающей организацией в этом случае тарифа на тепловую энергию (в руб. за гигакалорию) неправомерно.
3. Президиум ВАС РФ издал постановление от 01.03.2011 г. № 11318/10 по делу № А08-3430/2009-26
Основные тезисы:
1) условие договора купли-продажи электрической энергии о том, что он считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от договора на следующий год, предусматривает возможность расторжения договора до окончания срока его действия и, следовательно, не противоречит положению пункта 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, в соответствии с которым договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора;
2) включение в договор согласованного условия о том, что заявление об отказе от договора может быть подано в определенный срок до окончания срока его действия, а не в течение всего срока действия договора вплоть до его окончания, обусловлено тем, что энергоснабжающим организациям до прекращения договора необходимо разрешить вопросы, связанные с предстоящим перераспределением освобождающейся электрической энергии, если в этом будет необходимость, ее реализацией в последующем периоде, заключением новых договоров с другими потребителями или внесением изменений в уже действующие с ними договоры. Указанный в договоре месячный срок согласуется со сроком, установленным пунктом 63 Правил для рассмотрения гарантирующим поставщиком заявки о заключении договора, который также составляет 30 дней.
4. Конституционный Суд РФ издал постановление от 29.03.2011 г. № 2-П
Основные тезисы:
1) теплоснабжение - публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека;
2) положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы – оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения;
3) органы местного самоуправления непосредственно тарифно-регулирующими полномочиями в области теплоснабжения Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» не наделялись и обеспечивали организацию теплоснабжения населения иными установленными законом способами. Из этого же исходил Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прямо исключавший регулирование органами местного самоуправления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения (пункт 4.1 части 1 статьи 17). Аналогичным образом указанные полномочия в сфере теплоснабжения распределены и вступившим в силу в полном объеме с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (статьи 4-7) в нормативном единстве с соответствующими предписаниями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции;
4) поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации;
5) возложение на городские округа обязанности исполнять финансовые обязательства, возникающие из решений, принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, нарушает не только установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принцип самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в том числе в управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местного бюджета, а также конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133;
6) обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств. Соответственно, без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты Российской Федерации не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов, поскольку это означало бы, по сути, возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий в нарушение установленного федеральным законодательством порядка;
7) положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 12, 130 (часть 1), 132 и 133, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, при отсутствии принятого в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации, наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.
5. Президиум ВАС РФ издал постановление от 22.02.2011 г. № 12552/10 по делу № А33-16422/2009
Основные тезисы:
1) в силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы);
2) при расчетах между исполнителем коммунальных услуг (ИКУ) и ресурсоснабжающей организацией (РСО) (налогоплательщиком) за услуги водоснабжения и водоотведения подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС. В связи с этим у РСО отсутствуют основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 процентов. Расчет РСО суммы задолженности ИКУ с учетом тарифа, увеличенного на сумму НДС, не соответствует законодательству.
6. Президиум ВАС РФ издал постановление от 18.05.2011 г. № 16008/10 по делу № А53-4325/2010
Основные тезисы:
1) заявитель, максимальная мощность энергопринимающего устройства которого не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением, в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства;
2) вывод относительно возможности возложения на заявителя обязанности по технологическому присоединению за пределами границ его земельного участка, на котором расположено энергопринимающее устройство (в случае расположения точки присоединения за пределами границ участка заявителя на расстоянии не далее 25 метров), является ошибочным;
3) распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе земельного участка, на котором расположено энергопринимающее устройство заявителя.
7. Президиум ВАС РФ издал постановление от 28.07.2011 г. № 7734/08 по делу № А79-3718/2007
Основные тезисы:
1) пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила), предусмотрено полное прекращение поставки газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения;
2) исходя из толкования пункта 34 Правил, прекратить подачу газа можно только за неоплату фактически поставленного газа. Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа, даже если такое право поставщика предусмотрено договором поставки газа.
8. Президиум ВАС РФ издал постановление от 11.10.2011 г. № 5514/11 по делу № А45-11701/2010
Основные тезисы:
1) определение РСО количества электрической энергии, отпущенной в адрес ИКУ (в целях обеспечения энергией общего имущество многоквартирного жилого дома) в условиях «бесприборного» потребления, по присоединенной электрической мощности и числу часов работы объектов энергопотребления не соответствует нормам ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Вопрос о количестве потребленной электрической энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг. Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10;
2) ссылка на подпункт «в» пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в силу которого при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома объем потребленного коммунального ресурса определяется расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств) необоснованна, поскольку спор возник в связи с необходимостью определения количества электрической энергии, потребленной лифтами многоквартирного жилого дома, которые с учетом подпункта 1 пункта 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, пункта 2 Правил содержания общего имущества относятся не к нежилым помещениям, а к помещениям общего пользования. Норма подпункта «в» пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не подлежит применению при определении количества электроэнергии, потребленной лифтами многоквартирного жилого дома;
3) действующее законодательство предусматривает установление норматива в виде единой величины, то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Следовательно, лица, обязанные применять в расчетах за электрическую энергию соответствующий норматив потребления (исполнители коммунальных услуг, граждане-потребители, ресурсоснабжающие организации) не вправе по своему усмотрению выделять из единой величины, установленной уполномоченным органом, какую-либо составляющую (внутриквартирное потребление, нормативные потери, общедомовые нужды).
9. Пленум ВАС РФ издал постановление от 17.11.2011 г. № 72
В постановлении освещаются вопросы, связанные с оценкой правомерности предъявления к оплате исполнителям коммунальных услуг сумм НДС сверх утвержденного тарифа на реализуемый ресурс (энергию).
10. Президиум ВАС издал постановление от 18.10.2011 г. № 5257/11 по делу № А64-8257/09
Фабула дела:
1) vежду сторонами (организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее – организация ВКХ) и ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО)) сложились фактические (бездоговорные) отношения по поставке от организации ВКХ в адрес РСО холодной воды через присоединенную сеть;
2) РСО на принадлежащих ей центральных тепловых пунктах (далее – ЦТП) производит подогрев холодной воды для горячего водоснабжения абонентов – управляющих организаций (далее – ИКУ), предоставляющих населению коммунальную услугу по горячему водоснабжению, а также иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3) используемые для подачи горячей воды объекты инженерной инфраструктуры (тепловые сети), начинающиеся от стены ЦТП и проходящие до ИКУ, находятся в распоряжении (временном возмездном пользовании) РСО;
4) подогретая на ЦТП РСО вода поступает конечным потребителям по находящимся в распоряжении РСО тепловым сетям. Системе холодного водоснабжения в этом случае не задействована;
5) между организацией ВКХ и ИКУ заключены договоры на поставку питьевой воды и сброс сточных вод;
6) между РСО и ИКУ заключены договоры на поставку тепловой энергии;
7) оплата ИКУ за подогрев холодной воды поступает в РСО, а за используемую РСО для подогрева холодную воду – в организацию ВКХ;
8) тариф на горячую воду для РСО не установлен. Позиция организации ВКХ в рамках рассматриваемого спора: Организация ВКХ ссылается на обязанность РСО оплачивать организации ВКХ весь фактический объем питьевой воды, полученный РСО для горячего водоснабжения ИКУ.
Основные тезисы, вытекающие из содержания постановления:
1) учитывая, что параметры поставляемой организацией ВКХ в адрес РСО холодной воды претерпевают изменение в принадлежащем РСО ЦТП, в результате чего по тепловым сетям РСО к ИКУ поступает товар, обладающий свойствами, отличными от свойств питьевой воды, поставляемой организацией ВКХ в адрес РСО, последний использует питьевую воду для осуществления своей хозяйственной деятельности. В связи с этим применение к отношениям между организацией ВКХ и РСО пункта 72 Правил водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила водоснабжения), правомерно. Справочно: названная норма предусматривает, что оплата за питьевую воду, полученную теплоснабжающей организацией для централизованного горячего водоснабжения и на собственные нужды, производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определяемый по показаниям средств измерений;
2) РСО, использовавшая поставляемую организацией ВКХ питьевую воду для приготовления горячей воды (то есть для осуществления своей хозяйственной деятельности) в полном объеме соответствует содержащемуся в пункте 1 Правил водоснабжения понятию абонента (т.е. юридического лица, имеющего в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившего с организацией водопроводно-канализационного хозяйства договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) с точных вод);
3) само по себе отсутствие утвержденного для РСО тарифа на горячую воду не может служить основанием для вывода о том, что после подогрева (на принадлежащей РСО ЦТП) поставленной организацией ВКХ холодной воды, ИКУ получают два различных коммунальных ресурса: холодную воду от организации ВКХ и тепло на подогрев холодной воды от РСО;
4) отношения между РСО и ИКУ подпадают под действие пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, согласно которому приобретение ИКУ горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. При этом применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов «на подогрев» и тарифов на холодную воду приложением № 2 к названным Правилам не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м). Следовательно, ссылка на оплату ИКУ горячей воды в адрес РСО по тарифу за подогрев горячей воды в подтверждение вывода о том, что эти ИКУ являются субабонентами организации ВКХ, поставляющего в адрес РСО питьевую воду, противоречит указанному порядку оплаты горячей воды, приобретаемой ИКУ у РСО.
Ключевые события в жизни интернет-проекта zhane.ru:
1. Интернет-проекту ZHANE.RU исполнилось три года.
2. Интернет-проекту ZHANE.RU присуждена почетная грамота конкурса «Лучший сайт 2010»!
3. Зафиксирована рекордная посещаемость интернет-проекта ZHANE.RU
В ноябре месяце 2011 г. зафиксирована рекордная посещаемость интернет-проекта, которая достигла в среднем 177 посетителей в день.