28 мая мне предоставилась возможность принять участие в общественных слушаниях «Обеспечение доступности подключения граждан и юридических лиц к электрическим сетям в Российской Федерации: законодательство и практика применения», проведённых в Общественной палате РФ.
Дискуссия по этому непростому вопросу прошла на удивление живо и конструктивно. На удивление, потому что я не ожидал, что представители и сетевых организаций, и потребителей, которые достаточно детально разобрались с обсуждаемой темой, проявят такую солидарность в понимании основных проблем с технологическим присоединением и путей их решения.
К сожалению, нормативная база, и прежде всего Постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, даже с учётом последних изменений, не отражает реальные бизнес-процессы, складывающиеся между сетевиками и потребителями. В попытке ускорить процедуру присоединения всего лишь «закручиваются гайки», волюнтаристски устанавливаются не основанные на реальных расчётах сроки и тарифы (никто так и не смог пояснить смысла пресловутых «15 кВт за 550 руб.» — почему именно 15 и именно 550?). Этим пользуются как недобросовестные потребители, разбивающие свои заявки на десятки «копеечных» подключений 15 кВт, так и контролирующие органы, прежде всего ФАС России, рапортующая о тысячах выявленных нарушений в сфере технологического присоединения, при этом не устанавливая, имелась ли у «нарушителей» реальная возможность исполнить требования закона (к слову, представители ФАС, выступление которых на слушаниях изначально предполагалось, в итоге предпочли на них не появляться).
На слушаниях я выступил с докладом «Споры по вопросам технологического присоединения как отражение проблем в нормативном регулировании отрасли», в котором представил обзор судебных и антимонопольных споров, возникающих в связи с технологическим присоединением потребителей к электрическим сетям, а также предложения по устранению основных причин возникающих конфликтных ситуаций в рамках совершенствования нормативной базы отрасли.
Презентацию моего доклада можно загрузить здесь. Но она довольно лаконична, и в своём выступлении на слушаниях я акцентировал внимание на тех вопросах, которые наиболее актуальны для их участников, и на решение которых, как я надеюсь, позиция Общественной Палаты может повлиять. По результатам слушаний мои предложения в итоговую резолюцию были сформулированы следующим образом:
1. Предложить федеральным органам исполнительной власти разработать изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждённые Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее – «Правила»), направленные на:
1.1. Детализацию норм, которые, с учётом складывающейся правоприменительной практики, допускают субъективное или неоднозначное толкование (в т.ч. переработать понятийный аппарат Правил).
1.2. Установление сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению и критериев дифференциации указанных сроков по результатам анализа фактически сложившихся в деятельности сетевых организаций бизнес-процессов и реальных возможностей их оптимизации.
1.3. Развитие гражданско-правовых, а не исключительно административных механизмов разрешения споров между заявителями и сетевыми организациями.
2. Для разработки изменений, перечисленных в п. 1, привлечь специалистов сетевых организаций и экспертов в области электроэнергетики, обладающих практическим опытом работы в сфере технологического присоединения к электрическим сетям.
3. Обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с предложением разработать и утвердить Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, учитывая:
3.1. Существенное количество споров по указанной категории дел и значимость возникающих в связи с их разрешением проблем для широкого круга хозяйствующих субъектов.
3.2. Негативные тенденции вытеснения судебных процедур разрешения споров по вопросу заключения и исполнения договоров на технологическое присоединение административными процедурами в рамках дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
3.3. Складывающуюся практику игнорирования вины как обязательного элемента состава правонарушения при нарушении порядка технологического присоединения, в т.ч. установленных сроков его осуществления.
4. Обратиться в Федеральную антимонопольную службу России с предложением при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в сфере технологического присодинения к электрическим сетям исходить из необходимости:
4.1. Активизации предупредительной работы, в частности, выдачу предупреждений, предусмотренных ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», по всем случаям предполагаемых нарушений.
4.2. Изучения вопроса о фактической возможности исполнения сетевыми организациями требований Правил в каждом случае нарушения порядка, в т.ч. сроков, технологического присоединения.
Надеюсь, эти предложения хотя бы частично войдут в резолюцию слушаний. Хочется верить, что механизмы общественного влияния на нормотворческую и правоприменительную деятельность в России работоспособны.
P.S. Выражаю огромную благодарность Александру Козлову (РАНХиГС) и Андрею Тарасову (Princeps Consulting Group)! К замечательному выступлению Андрея Тарасова и Андрея Лунёва о перспективах развития нормативной базы электроэнергетики, прозвучавшему на слушаниях, могу только присоединиться.
Источник: http://borouhin.com/posts/251