Ключевые события в сфере правового регулирования энергетики
Принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принят Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Правительство издало постановление от 17.01.2013 г. № 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения"
Правительство РФ издало постановление от 06.04.2013 г. № 307 "О некоторых вопросах применения Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857"
Правительство РФ издало постановление от 13.05.2013 г. №406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Правительство РФ издало постановление от 05.07.2013 г. № 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования"
Правительство РФ издало постановление от 29.07.2013 № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения"
Правительство РФ издало постановление от 29.07.2013 № 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83"
Правительство РФ издало постановление от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации"
Правительство РФ издало постановление от 04.09.2013 г. № 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод"
Правительство РФ издало постановление от 05.09.2013 г. № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения"
Правительство РФ издало постановление от 18.11.2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя"
Правительство РФ издало постановление от 17.12.2013 г. № 1164 "Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике"
Ключевые судебные прецеденты в сфере энергетики
Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 г. № 11037/12 по делу № А06-8823/2011
Основной тезис постановления:
допущенное энергосбытовой компанией нарушение порядка заполнения счетов на электроэнергию (выставление потребителю счетов без раздельного указания стоимости отпущенной энергии, стоимости услуг по ее передаче и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией) не является нарушением в области порядка ценообразования, поскольку нарушений установленного порядка формирования цены электроэнергии не выявлено (суммарная цена электроэнергии, указанная в счетах, рассчитана верно с учетом действующих тарифов)
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 г. № 3660/12 по делу № 40-144041/10-147-957
Основные тезисы постановления:
1. Необходимость согласования участником оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – смежная организация) перечня средств измерений (далее – ПСИ) в каждой общей (смежной) точке поставки лицу, имеющему намерение получить статус субъекта оптового рынка (далее – заявитель), обусловлена не только обязанностью заявителя представить данный документ для получения доступа к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры), но и обязанностью смежной организации провести такое согласование. Непредставление согласованного ПСИ в соответствии с пунктами 4, 7 и 9 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, может повлечь отказ в доступе к услугам администратора и доступа на оптовый рынок по спорным точкам поставки.
2. Утверждение ПСИ Конфликтной комиссией при Наблюдательном совете НП «Совет рынка» является альтернативным (в случае неисполнения смежной организацией своих обязанностей по согласованию) способом утверждения ПСИ.
3. Препятствуя доступу заявителя на оптовый рынок электроэнергии по конкретным точкам поставки, смежная организация лишает заявителя возможности приобретать электроэнергию на оптовом рынке для реализации ее потенциальному потребителю на розничном рынке электроэнергии, то есть продавать электроэнергию по розничной цене, в основе расчета которой лежит оптовая стоимость электроэнергии без сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
4. Порядок ценообразования при реализации электроэнергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика и энергосбытовой организации, исходя из положений статьи 40 Закона об электроэнергетике, различный: регулируемый у первого и свободный у последнего. С учетом изложенного появление на розничном рынке электроэнергии энергосбытовой организации со статусом участника оптового рынка, появление новых точек поставки у энергосбытовой организации со статусом субъекта оптового рынка не отвечает интересам гарантирующего поставщика, являющегося субъектом оптового рынка.
5. Поскольку для получения доступа на оптовый рынок необходимо согласование средств измерений в каждой точке поставки, то получение доступа напрямую зависит только от участника оптового рынка, с которым эти точки являются общими (смежными
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 г. № 6332/12 по делу № А46-7025/2011
Основные тезисы постановления:
1. Территориальная генерирующая компания (далее – ТГК) осуществляет производство и поставку электрической и тепловой энергии и не оказывает услуги по передаче электроэнергии.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, названным Законом прямо запрещено совмещение конкурентных видов деятельности и естественно-монопольных.
2. Согласно пункту 5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Вместе с тем возложение некоторых функций сетевой организации на электростанцию при поступлении заявки на технологическое присоединение не влечет смену вида деятельности производителя электроэнергии (по производству и продаже электроэнергии на ее передачу).
Таким образом, ТГК, являющееся производителем электроэнергии, не осуществляет деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем оснований для признания ТГК субъектом естественной монополии по данному виду деятельности не имеется.
3. Ненадлежащее выполнение ТГК некоторых функций сетевой организации без доказательств злоупотребления доминирующим положением не может повлечь квалификацию таких действий по статье 10 Закона о защите конкуренции. Такие действия подлежат антимонопольному регулированию и контролю на основании норм Закона об электроэнергетике
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 г. № 2513/12 по делу № А50-5359/2011
Основные тезисы постановления:
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В пункте 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Вместе с тем переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Согласно определению услуги передачи электроэнергии при безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не существует.
Невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного нормами Правил недискриминационного доступа, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может повлечь квалификацию действий по статье 10 Закона о защите конкуренции
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 г. № 12435/12 по делу № А76-10850/2011
Основные тезисы постановления:
Оказание услуг по передаче электрической энергии (фактическое предоставление которых оспаривается истцом) подтверждается следующими обстоятельствами:
1) стороны ежемесячно подписывали акты приемки-передачи услуг по количеству и стоимости переданной электрической энергии;
2) истец производил оплату переданной электрической энергии;
3) ранее заключенный между сторонами договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) сторонами не расторгался и в судебном порядке не оспаривался;
4) в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие:
а) фактическое предоставление услуг истцу третьими лицами,
б) доказательства оплаты истцом услуг третьим лицам
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 г. № 13112/12 по делу № А72-6044/2011
Основные тезисы постановления:
1. Законом бремя содержания имущества возложено на его собственника (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс). Исключение из этого правила, как указано в приведенной норме, должно быть специально установлено законом или договором. При этом частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно части 4 этой статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
2. Жилищный кодекс, регулируя отношения по внесению платы на содержание жилых домов и платы за коммунальные услуги, предусмотрел, что в случаях, когда жилые помещения предоставлены по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда нанимателям, эти лица обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса), а плату за пользование жилым помещением (плату за наем) вносить наймодателю этого жилого помещения (часть 3 этой же статьи).
Между тем Гражданский кодекс и Жилищный кодекс не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за коммунальные услуги на арендаторов нежилых помещений, в том числе находящихся в многоквартирных жилых домах.
3. Суды, взыскивая плату за оказанные коммунальные услуги с арендатора нежилого помещения в жилом доме, исходили из наличия в договора аренды условия об обязанности арендатора заключить договоры на снабжение помещения энергетическими и прочими ресурсами, которое, по их мнению, подтверждает наличие исключения из общего правила, установленного статьей 210 Гражданского кодекса.
Однако договор, который бы предусматривал обязательство арендатора оплачивать фактически потребленные им при использовании помещения коммунальные ресурсы, не был заключен. В договоре аренды, на который сослались суды при разрешении спора, УК участия не принимала, и, соответственно, он не предусматривал ее права требовать оплаты коммунальных услуг с арендатора.
Таким образом, поскольку договор аренды регулирует отношения собственника (арендодателя) и арендатора, оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица (УК) обязательств собственника по несению коммунальных расходов, у судов не имелось (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 16646/10).
4. Суды также не учли, что арендатор является потребителем теплоснабжения в связи с использованием помещения, предоставленного по договору аренды.
Так, согласно пункту 1 статьи 611 Гражданского кодекса арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество, переданное обществу в рамках договора аренды, должно быть пригодно для использования исходя из его фактического назначения.
Предоставленное арендатору помещение обеспечено системой теплоснабжения, через которую осуществляется поставка тепла, необходимого для нормальной эксплуатации имущества. Вследствие того, что пользование находящимся в аренде нежилым помещением предполагает потребление арендатором поставляемых энергоресурсов, на арендодателя как собственника помещения возлагается обязанность по обеспечению условий для доступа арендатора к коммунальным услугам, и, следовательно, по их оплате поставщикам ресурсов.
5. Суды, взыскивая с арендатора плату за коммунальные услуги, ошибочно применили пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса, который
предусматривает обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нестирасходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Однако приведенная норма регулирует исключительно правоотношения между сторонами договора аренды, в связи с чем не может являться основанием возникновения обязанности арендатора по оплате расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц.
Поскольку предусмотренная данной статьей обязанность арендатора устанавливается по отношению к арендодателю, у которого возникает право требовать совершения оговоренных в ней действий, соответствующая норма может быть применима, в частности, при расчетах между арендатором и арендодателем с целью возмещения понесенных последним затрат на оплату коммунальных расходов
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 г. № 15066/12 по делу № А55-21717/2011
Основной тезис постановления:
жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов"
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 г. № 1541/13 по делу № А13-16621/2011
Основные тезисы постановления:
Оплачивая организации коммунального комплекса (далее - ОКК) (в формате платы за подключение и надбавки к тарифу) услуги по подключению, потребители ОКК участия в реализации инвестиционной программы ОКК не принимают, а лишь оплачивают услуги по установленному тарифу, определенному регулирующим органом с учетом необходимости осуществления ОКК модернизации системы коммунальной инфраструктуры.
Созданные в результате строительства и модернизации объекты коммунальной инфраструктуры в рамках инвестиционной программы ОКК (созданной в форме МУП) переходят в муниципальную собственность, а ОКК обладает правом хозяйственного ведения в отношении данных объектов.
При таких обстоятельствах потребители ОКК не могут быть признаны инвесторами, а полученные ОКК от потребителей денежные средства за услуги подключения не могут расцениваться как инвестиционные, несмотря на то, что часть из них направляется предприятием на исполнение своих обязательств по реализации инвестиционной программы.
Соответственно, данные денежные средства являются доходом ОКК, подлежащим учету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Вносимая потребителями ОКК плата не может быть признана и средствами целевого финансирования, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлен закрытый перечень средств целевого финансирования, в котором спорные средства (плата) не поименованы
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 г. № 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"