Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2018 № 303-ЭС17-18242 (дело № А16-728/2016)

Верховный Суд РФ высказался по вопросу оценки допустимости применения теплоснабжающей организацией тарифа, утвержденного предыдущему владельцу объектов коммунальной инфраструктуры.
 
 
Основной вывод:
 
Если тариф на тепло, утвержденный новому владельцу коммунальной инфраструктуры (теплоснабжающей организации), не учитывает установленных законом параметров применимости тарифа (например, утвержден для применения на другой территории присутствия владельца или без учета владения соответствующей коммунальной инфраструктурой), в расчетах с потребителями должен применяться тариф прежней теплоснабжающей организации в пределах периода его действия, имея в виду, что новому владельцу коммунальной инфраструктуры переданы источники тепловой энергии и тепловые сети, которыми владела предыдущая теплоснабжающая организация.
 
Ключевые тезисы:
 
1. Предусмотренная частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) дифференциация по регулируемым организациям и виду деятельности не является исчерпывающей и может дополняться нормативными актами, регулирующими тарифообразование в теплоснабжении, которые указаны в части 1 статьи 10 Закона. Так, в соответствии с законодательством допускается дифференциация тарифов в сфере теплоснабжения по различным параметрам, в том числе по системам теплоснабжения и территориям поселений, городских округов в установленных границах.
При этом презюмируется (пока не доказано иное), что при установлении тарифов на регулируемый период соблюдены предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности),  теплоносителя для потребителей, экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 1-3).
 
2. Замена в регулируемом периоде ресурсоснабжающей организации, тариф которой установлен с учетом установленных законом параметров дифференциации, на ресурсоснабжающую организацию (которой переданы соответствующие объекты коммунальной инфраструктуры), тариф которой установлен без учета такой дифференциации или на территории иного поселения, городского округа и отличается от тарифа прежнего владельца, не влечет автоматического применения тарифа заменившего лица, поскольку это может повлечь нарушение приведенных принципов доступности ресурса для потребителей и экономической обоснованности расходов, то есть привести к нарушению установленного Законом о теплоснабжении баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Обязанность подтвердить правомерность использования иного тарифа в таких случаях возлагается на новую ресурсоснабжающую организацию с соблюдением порядка, предусмотренного для установления тарифов. 
В противном случае в расчетах с потребителями должен использоваться тариф прежней организации в пределах периода его действия, имея в виду, что новому владельцу коммунальной инфраструктуры переданы источники тепловой энергии и тепловые сети, которыми владела предыдущая теплоснабжающая организация.
 

Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Новые публикации

Все публикации
Книга для потребителей и продавцов энергии — путеводитель по судебной практике в энергетике и ЖКХ.

Сборник решений Верховного Суда

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.