Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» было опубликовано в «Собрании законодательства РФ» 20.02.2010, в «Российской газете» — 28.02.2010, и вступило в силу 07.03.2012. П. 2 постановления предусматривает, что:
«Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.»
Поскольку плата за поставку коммунальных ресурсов в силу п. 8, 35 всё ещё действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, вносится, аналогично плате за коммунальные услуги, до 10 числа следующего месяца, то содержание обязательств по оплате за ресурсы, поставленные в феврале 2012 года, определяется уже новыми правилами.
И здесь ресурсоснабжающие организации ждёт неприятный сюрприз. Согласно Приложению к вступившим в силу правилам, которое будет применяться вплоть до «замены» 307-го постановления 354-м (как говорится, дай Бог дожить…), при отсутствии общедомового прибора учёта принимаются во внимание не только нормативы, но и показания индивидуальных приборов в тех помещениях, которые оборудованы оными. Тем самым фактически дезавуируется одна из немногих выгодных ресурсоснабжающим организациям правовых позиций ВАС РФ по вопросам учёта коммунальных ресурсов: в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5290/09 и от 23.11.2010 N 6530/10 содержался однозначный вывод, что в показания индивидуальных приборов учёта не могут быть транслированы исполнителем коммунальных услуг на ресурсоснабжающую организацию. Есть общедомовой прибор — считаем по нему, нет — по нормативам. Теперь же всё будет иначе. И уже с февраля.
Экономический смысл изменений понятен, хотя эффект от них будет двояким:
- С одной стороны, до настоящего момента исполнители коммунальных услуг, расплачиваясь за ресурсы по нормативам, а получая средства от жителей по показаниям индивидуальных счётчиков, в случае превышения нормативов над фактическим потреблением несли убытки (а в большинстве случаев — формировали задолженность перед поставщиками).
- С другой стороны, расход коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в новой конструкции «теряется». В гипотетической ситуации, когда все квартиры оснащены индивидуальными приборами, стоимость всего расход на общее имущество многоквартирного дома составляет убытки теперь уже поставщика ресурсов.
Наверное, первую проблему надо было решать не перекладыванием убытков с одних участников рынка на других. Наверное, новый порядок не способствует и скорейшей реализации заявленной цели по 100% «оприбориванию» потребителей.
И здесь мы сталкиваемся с другой проблемой: вряд ли сколько бы то ни было значимое количество исполнителей коммунальных услуг уже успело наладить с ресурсоснабжающими организациями документооборот по вопросу передачи показаний индивидуальных приборов. А значит, и в февральских, и в мартовских, и, возможно в последующих счетах многие абоненты — исполнители коммунальных услуг увидят всё тот же расчёт по нормативу, что и ранее. Что, в свою очередь, чревато последующими судебными разбирательствами по поводу взыскания задолженности или осуществления пересчёта.
Источник: http://borouhin.com/posts/146