Налогообложение владельцев энергообъектов

ВС РФ неоднократно рассматривал споры владельцев энергообъектов с ФНС России, в рамках которых решался вопрос о необходимости включения стоимости некоторых энергообъектов в налоговую базу налога на имущество организаций.

См., например:

  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 по делу № А32-56709/2019;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10.10.2024 № 303-ЭС24-8693 по делу № А73-513/2023;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26.11.2024 № 306-ЭС24-13246 по делу № А12-9734/2023;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15.01.2025 № 306-ЭС24-10450 по делу № А12-12954/2023;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.01.2025 № 309-ЭС24-16395 по делу № А60-10009/2023.

О каких энергообъектах идет речь

В рамках указанных споров оценивалась необходимость включения в налоговую базу по налогу на имущество организаций стоимости следующих энергообъектов:

  • понизительные подстанции;
  • трансформаторные подстанции;
  • трансформаторы;
  • шкафы автоматики и защиты отводящих линий;
  • распределительные устройства;
  • газопоршневые электроагрегаты;
  • водогрейные котлы;
  • насосы сетевые;
  • насосные блоки циркуляционные;
  • теплообменники;
  • станции поддержания давления;
  • котлы-утилизаторы;
  • турбины паровые;
  • генераторы фотоэлектрические с опорными конструкциями;
  • фотоэлектрические модули и их опорные конструкции;
  • кабельные сети и др.

Мнение ФНС России

Позиция ФНС России строилась на том, что несмотря на отнесение Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) спорных энергообъектов к категории машин и оборудования, они, будучи частью зданий и сооружений, представляют собой единую сложную вещь (тепло-, электростанцию), предназначенную для производства энергии, и обладающую признаками недвижимого имущества (сооружения). Данные объекты входят в состав энергоблока станции, являются конструктивно и технологически взаимосвязанными, имеют неразрывную связь с землей и их перемещение без причинения ущерба назначению невозможно. Такие энергообъекты могут выполнять свои функции исключительно в комплексе, возведенном в виде объекта капитального строительства. Следовательно, по мнению ФНС России, стоимость указанных энергообъектов подлежит включению в налоговую базу налога на имущество организаций.

Позиция ВС РФ

По мнению ВС РФ, стоимость энергообъектов не подлежит включению в налоговую базу налога на имущество организаций. При этом суд исходит в основном из следующих соображений:

1. Наличие сведений об имуществе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет доказательное значение для целей налогообложения, но не является безусловным для квалификации имущества в качестве объекта налогообложения. Распространение правового режима неделимой вещи, сложных вещей или единого недвижимого комплекса на всю совокупность вещей, включающих в себя как движимое, так и недвижимое имущество, продиктовано целями гражданского оборота, связанными с обеспечением его стабильности, что не тождественно целям налогообложения.

2. В соответствии с ОКОФ оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации). Такие объекты, как оборудование, установленное на фундамент, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования. Фундамент, на котором установлены такие объекты, входит в состав данного оборудования.

3. Ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.

4. Имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений, либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций.

5. Спорное имущество предназначено для осуществления именно самого процесса производства энергии, а не для обслуживания зданий и сооружений. Оно приобретено как движимое имущество, в таком же качестве получено в собственность по актам сдачи-приемки и товарным накладным как оборудование, требующее монтажа. После монтажа имущество квалифицировано по соответствующим кодам ОКОФ как машины и оборудование, принято в виде конкретных инвентарных объектов по актам (форма № ОС-1) о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) и отражено на счете бухгалтерского учета 01 «Основные средства».

6. Инвентарные объекты основных средств, признанные ФНС России единым недвижимым имуществом, имеют разные сроки полезного использования, что подтверждается инвентарными карточками их учета.

7. Из того факта, что выработка энергии является результатом сложного технологического процесса, в котором функционально задействованы все виды основных средств (машины и оборудование, здания и сооружения), не следует вывод о допустимости их совокупного налогообложения.

Выводы

Таким образом, практику по вопросу включения стоимости некоторых энергообъектов в налоговую базу налога на имущество организаций можно на сегодняшний день считать сформированной. При этом по логике ВС РФ отсутствие необходимости включения стоимости энергообъектов в налоговую базу может подтверждаться следующими обстоятельствами:

  • ОКОФ относит энергообъекты к самостоятельной группе основных средств (машины и оборудование), а не к зданиям и сооружениям или к их составным частям (коммуникациям);
  • энергообъекты приобретены как движимое имущество, получены в собственность по актам сдачи-приемки и товарным накладным как оборудование, требующее монтажа, и приняты к учету в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий;
  • срок полезного использования всего здания или сооружения, где расположены энергообъекты, существенно отличается от предполагаемой эксплуатации энергообъектов, что подтверждается инвентарными карточками их учета;
  • энергообъекты, а также здания или сооружения, где расположены энергообъекты, приобретались в разное время;
  • энергообъекты предназначены для процесса производства энергии, а не для обслуживания зданий и сооружений, где размещены энергообъекты.

При соответствии энергообъектов вышеприведенным параметрам не имеют принципиального значения такие факторы, как:

  • прочная связь энергообъектов с землей;
  • экономическая нецелесообразность использования энергообъектов вне объекта недвижимого имущества (здания или сооружения), где размещены энергообъекты;
  • невозможность раздела энергообъектов и объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), где размещены энергообъекты, без их повреждения или изменения назначения;
  • наличие или отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об энергообъектах и (или) зданиях, сооружениях, где расположены энергообъекты.

Справка:

Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил с 01.01.2025 льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество системообразующие территориальные сетевые организации и территориальные сетевые организации. Льготы применяются в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электроэнергии, вне зависимости от класса их напряжения. Кроме того, компании, основным видом деятельности которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, с 2025 года освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций.

 


Споры в сфере энергетики — ведем каталог важных решений ВС РФ и сообщаем через Telegram о новых решениях

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.