Права потребителей могут ущемляться в различных ситуациях, в результате как осознанных, так и неосознанных действий (бездействия) энергопредприятий. Но наиболее часто это происходит в сферах организации договорных отношений и обеспечения качества энергоснабжения.
Организация договорных отношений
Пороки организации проявляются, как правило, в нарушении требований закона при заключении договоров в области энергоснабжения.
Здесь потребитель зачастую сталкивается с необоснованным отказом/уклонением энергопредприятия от заключения договора, с нарушением процедуры и сроков его заключения, с навязыванием невыгодных условий сотрудничества.
Так, в качестве незаконного может быть квалифицирован отказ от заключения договора энергоснабжения по причине, не связанной с отсутствием технической возможности для подачи энергоресурса (например, ввиду отсутствия у энергопредприятия утвержденного тарифа на реализацию ресурса). В качестве незаконного воспринимается и запрос у потребителя документов, не предусмотренных НПА, нарушение сроков рассмотрения заявки на заключение договора и т.п.
Что касается невыгодных для потребителя условий, то практика показывает, что таковыми могут быть признаны не только условия договоров, не соответствующие нормативным требованиям, но и любые иные условия, прямо не предусмотренные законом и при этом неугодные потребителю.
Отдельного внимания заслуживает тема навязывания потребителям невыгодных цен на энергоресурс. Она обрела особую актуальность в последние годы в свете перехода к свободному ценообразованию в энергетике.
Такой переход уже сам по себе таит юридические риски. Их реализация может быть связана с применением монопольно высокой цены, запрет на которую установлен подп. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Свободное ценообразование также актуализирует проблему ценовой дискриминации потребителей. Ее недопустимость закреплена в подп. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в свете п. 2 ст. 426 ГК РФ сводится к запрету на установление различных цен в отношении одного и того же товара, если различные цены не оправданы экономически или технологически.
Поэтому энергопредприятию крайне важно обеспечить:
- прозрачность и доступность механизмов ценообразования;
- документальную доказуемость экономической обоснованности цены;
- объективность и недискриминационность при разработке и реализации программ лояльности;
- публичность алгоритма (формулы) определения свободной цены.
Проблемы с организацией договорных отношений в энергетике проявляются и в несоблюдении требований к их устойчивости.
Она может нарушаться, например, в связи с отказом от исполнения договора по основаниям, не предусмотренным законом. И здесь важно учитывать, что большинство заключаемых в энергетике договоров отвечает параметрам публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В этом контексте отказ энергопредприятия от исполнения (расторжение) такого договора безотносительно к причинам расторжения всегда сопряжен с повышенными правовыми рисками. Связано это в основном с позицией Конституционного Суда РФ (сформулирована в определении от 06.06.2002 № 115-о), который исходит из принципиальной недопустимости одностороннего отказа обязанного субъекта от исполнения публичного договора.
В зависимости от контекста пороки организации договорных отношений в основном влекут за собой для энергопредприятия санкции, предусмотренные ст. 9.21 КоАП РФ «Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения» и ст. 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке». В данном случае возможны такие последствия, как «оборотный» штраф и дисквалификация должностного лица. Кроме того, доход, полученный энергопредприятием в период нарушения, может быть признан незаконным и взыскан с нарушителя в пользу государства. Также пострадавший от незаконных действий субъект может рассчитывать на взыскание убытков с нарушителя.
Все эти риски энергопредприятию необходимо регулировать эффективным комплаенсом: через внутреннюю регламентацию проблемных бизнес-процессов, через внедрение политик и типовых договоров, через внимательный контроль за их соблюдением и применением.
Обеспечение качества энергоснабжения
Нарушение качества энергоснабжения возможно как при несоответствии подаваемой энергии нормативным требованиям, так и в результате перерывов в энергоснабжении. Обе ситуации сопряжены с правовыми рисками.
В первом случае возможно наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами» и ст. 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке». Также не исключена и гражданско-правовая ответственность, связанная с возможным взысканием с продавца энергии реального ущерба, причиненного покупателю некачественным энергоснабжением (п. 1 ст. 547 ГК РФ). А в условиях оказания коммунальных услуг актуализируется еще и необходимость перерасчета их стоимости (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).
Аналогичные последствия возможны и при перерывах в энергоснабжении. Но в этом случае высока вероятность и уголовной ответственности, связанной с квалификацией ограничения энергоснабжения в качестве нарушения, предусмотренного ст. 215.1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения». Этот риск обусловлен положениями п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14, которые относят электроэнергию, тепло и воду к источникам жизнеобеспечения.
Проблемы качества энергоснабжения связаны в основном с неудовлетворительным техническим состоянием сетевой инфраструктуры, а следовательно степень возможного воздействия на качество с точки зрения применения инструментов юридической профилактики не очень высока. Решение же проблем в данном случае лежит в основном в плоскости обеспечения достаточных инвестиций в инфраструктуру и ее поддержания в надлежащем техническом состоянии.
Но перерывы в энергоснабжении могут быть и следствием сознательных действий энергопредприятия, обусловленных, например, задолженностью потребителей за отпущенный в их адрес энергоресурс, выводом энергоисточника или сетевой инфраструктуры в ремонт или из эксплуатации и т.п. В данном случае следует очень внимательно подходить к ограничению энергоснабжения с точки зрения обязательности соблюдения оснований и процедуры ограничения, а также обеспечения интересов добросовестных потребителей.
Как и в случае с организацией договорных отношений, вопросы соблюдения нормативных требований к качеству энергоснабжения должны быть четко отрегулированы инструментами эффективного комплаенса (регламентацией бизнес-процессов, обучением, расследованием допущенных нарушений, реагированием на них и т.п.).
Правовые риски энергопредприятия — методическое пособие о факторах возникновения правовых рисков в энергетике, а также об основных направлениях их возможного предотвращения.