О применимости постановления КС РФ от 25.04.2019 № 19-П в теплоснабжении

К тематике последствий внедрения критериев теплосетевых организаций (далее – ТСО) приходится возвращаться снова и снова. Ведь Правительство РФ, утвердив постановлением от 25.11.2021 № 2033 критерии ТСО, не определило источники компенсации расходов, связанных с обслуживанием сетей их собственниками, не отвечающими критериям ТСО.

Если раньше такая компенсация закладывалась в тарифы на передачу тепловой энергии, утверждаемые собственникам тепловых сетей, то с отменой для них тарифного регулирования (в связи с несоответствием собственников критериям ТСО) данный источник финансирования был ими утрачен. При этом в силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания тепловых сетей по-прежнему сохраняется за их собственниками.

В итоге собственники вынуждены искать пути возможной компенсации своих расходов, связанных с содержанием сетей и обеспечением перетока тепла конечным потребителям.

Это приводит собственников сетей в суд, где они в массовом порядке предъявляют требования теплоснабжающим организациям (ТО) о взыскании неосновательного обогащения, обусловленного якобы пользование ТО сетями для передачи тепла своим потребителям.

В качестве одного из аргументов обязательности компенсации зачастую приводится ссылка на постановление КС РФ от 25.04.2019 № 19-П по делу о проверке конституционности п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН».

В этом постановлении суд отметил следующее:

«Не соответствующие критериям электросетевых организаций собственники (владельцы) электросетевых объектов в силу возложенного на них ст. 210 ГК РФ бремени содержания принадлежащего им имущества, несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям. При этом с помощью указанных объектов их владельцы осуществляют переток энергии, в том числе в интересах территориальной сетевой организации, к которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии. Тем самым собственники (владельцы) указанных объектов электросетевого хозяйства, по сути, принимают на себя часть имеющих публичное значение функций данной территориальной сетевой организации. Причем расходы, которые они несут в связи с обеспечением перетока электрической энергии ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены ими в статусе территориальной сетевой организации, не могут рассматриваться как принятые ими на себя добровольно. Возложение же данных расходов исключительно на указанных собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства не соответствует конституционным критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и требует установления правового механизма возмещения данных расходов, отвечающего принципам справедливости и соразмерности.»

Как полагают владельцы тепловых сетей, данное постановление КС РФ может быть применено по аналогии и к рынку теплоснабжения (как к сходному по своей природе с рынком купли-продажи электроэнергии), что якобы свидетельствует об обязанности ТО оплачивать расходы таких владельцев по обеспечению перетока тепловой энергии потребителям.

Но такой вывод едва ли можно признать корректным.

Во-первых, постановление КС РФ связано с оценкой норм, регулирующих хоть и схожие по своей природе, но все же отличные от теплоснабжения отношения в области электроэнергетики.

Во-вторых, в своем постановлении от 25.04.2019 № 19-П суд пришел лишь к выводу о принципиальной необходимости выработки законодателем механизма компенсации затрат владельцев электросетевого оборудования, не соответствующих критериям электросетевых организаций. При этом суд не указал на продавца энергии как на источник возможной компенсации затрат владельца электросетевого оборудования.

В-третьих, суд пришел к выводу о необходимости компенсации затрат на содержание электросетевого оборудования в контексте локальной ситуации, при которой владелец электросетевого оборудования несет расходы в связи с обеспечением перетока электрической энергии лишь тем потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации (организации, которой был установлен индивидуальный тариф на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии).

Таким образом, постановление от 25.04.2019 № 19-П не может рассматриваться в качестве свидетельства возможного взыскания с ТО затрат на обеспечение перетока тепловой энергии потребителям.

Важно также учитывать, что применительно к отношениям теплоснабжения КС РФ издал определение от 27.06.2023 № 1661-О, признав легитимность нормы ч. 6 ст. 17 Закона № 190-ФЗ, не допускающей взимание платы за услуги по передаче тепловой энергии без утвержденного тарифа. Данное обстоятельство также свидетельствует о неприменимости постановления от 25.04.2019 № 19-П к отношениям с ТО.

Это значит, что ссылка владельцев тепловых сетей, не отвечающих критериям ТСО, на постановление КС РФ от 25.04.2019 № 19-П в обоснование требований к ТО малоперспективна и вряд ли приведет владельцев сетей к желаемому результату.

Об анализе проблемы владения тепловыми сетями лицами, не соответствующими критериям ТСО, см. также наш материал.


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.