Подведомственность тарифных споров

Опять муссируется тема с передачей тарифных споров из ведения судов общей юрисдикции (СОЮ) в арбитраж. Это правильная инициатива, т.к. у тарифных споров, как правило, сложная экономическая природа. И именно это определяет целесообразность их передачи в ведение арбитражных судов.

Но вызывает вопросы мотивировка, которая озвучивается идеологами инициативы.

Так, отсутствие единообразного рассмотрения споров об оспаривании тарифов (их сейчас курируют СОЮ) и об оспаривании решений и предписаний ФАС в рамках контроля за тарифами (их сейчас курируют арбитражные суды) – точно не проблема. Для обеспечения единообразия достаточно издать разъяснения ВС РФ, а не менять подведомственность споров.

Странно слышать и о том, что смена подведомственности как-то решит проблему фейкового оспаривания тарифов (лишь по формальным основаниям), получения отказа в признании их недействующими и последующего использования таких отказов в качестве подтверждения объективности расчета тарифов (по всем статьям), в случае попытки их отмены ФАСом. В частности, непонятно, что здесь вообще решает подведомственность и что помешает недобросовестным субъектам поступать аналогичным образом, но уже в рамках фейкового оспаривания тарифов в арбитраже, а не в СОЮ.

Недоумение вызывает и тезис о том, что текущий порядок якобы не позволяет эффективно рассматривать дела об оспаривании тарифных решений из-за неоднократного назначения бухгалтерских, финансовых и экономических экспертиз в ходе рассмотрения дел в СОЮ. В связи с этим суды по сути повторно рассматривают вопрос об установлении тарифа с расчетом всех статей затрат, что якобы не отвечает целям судопроизводства.

Но разве арбитражные суды когда-то брезговали назначением экспертизы? Неужели смена подведомственности как-то исключает или снижает вероятность назначения экспертизы в тарифном споре? И, по-видимому, для идеологов инициативы цели правосудия сводятся не к обеспечению проверки реальной экономической обоснованности тарифа (что и является мерилом их законности) в рамках экспертизы, а исключительно к подтверждению мнения тех лиц, которые проверяют тарифы в рамках госконтроля.

В целом же повторимся: решение передать тарифные споры в ведение арбитражных судов – правильное, при этом любые системные сбои в рассмотрении той или иной категории дел должны устраняться на уровне высшей судебной инстанции (путем издания разъяснений), а не сменой подведомственности.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике

Новые публикации

Все публикации
Книга для потребителей и продавцов энергии — путеводитель по судебной практике в энергетике и ЖКХ.

Сборник решений Верховного Суда

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.