Передача прав и обязанностей по ДПМ ВИЭ

Несмотря на то, что применительно к договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее – ДПМ ВИЭ), предусмотрена процедура передачи прав и обязанностей поставщика (см., п. 115, 214, 263 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности), по-прежнему возникают дискуссии на тему законности такой передачи.

Сомнения в ее легитимности обусловлены нормой п. 7 ст. 448 ГК РФ. Из неё следует, что, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, то победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично.

Норма содержит в себе два условия, одновременное соответствие которым обусловливает недопустимость передачи прав и обязанностей по договору:

(1) данный договор может быть заключен только по результатам торгов;

(2) обязательность проведения торгов для заключения такого договора должна быть предусмотрена законом.

И, как полагают некоторые специалисты, ДПМ ВИЭ таким условиям соответствует. Давайте разбираться так ли это.

Заключение ДПМ ВИЭ только по результатам торгов

В п. 4 ст. 447 ГК РФ закреплено, что торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. То есть, конкурс является разновидностью торгов.

При этом, из раздела XV Правил оптового рынка электрической энергии и мощности следует, что:

  • ДПМ ВИЭ заключается по результатам конкурсного отбора проектов;
  • для участия в отборе проектов участники оптового рынка направляют коммерческому оператору соответствующие заявки;
  • заявки участников соотносятся по различным параметрам.

Таким образом, при отборе проектов предполагается состязательность.

Состязательность же однозначно воспринимается правовой доктриной в качестве базового признака торгов, а значит и конкурса. Вот лишь некоторые мнения на этот счет:

"При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов".1

"Торги являются способом заключения договора на любой конкурентной основе".2

"Состязательность – конститутивный признак любых торгов, объективно определяющий их сущность. В отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл".3

"Торги – это специальный порядок (способ) заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводят состязание между пожелавшими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги)".4

ВЫВОД

Учитывая, что действующее регулирование предполагает состязательность заявок потенциальных участников, претендующих на заключение ДПМ ВИЭ, можно предположить, что отбор проектов для заключения ДПМ ВИЭ производится на основании торгов (конкурса).

Фиксация в законе обязательности проведения торгов

Чтобы понять, предусмотрена ли обязательность проведения конкурса для заключения ДПМ ВИЭ именно в законе, важно определиться с тем, о какого рода «законе» идет речь в п. 7 ст. 448 ГК РФ – о законе в широком смысле этого слова (т.е. о нормативных правовых актах различной силы) или же только о федеральном законе.

И если исходить из широкой трактовки, то формально ДПМ ВИЭ заключается по результатам торгов, проведение которых предусмотрено законом – Правилами оптового рынка электрической энергии.

Но, на наш взгляд, при оценке содержания понятия «закон» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 3 ГК РФ. Именно в нем и раскрыто содержание категории «закон» для целей ее дальнейшего применения во всех нормах ГК РФ (в т.ч. и в п. 7 ст. 448).

В частности, что под «законами» п. 2 ст. 3 ГК РФ понимает только сам ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы.

Это, в свою очередь, не позволяет расценить употребление в п. 7 ст. 448 ГК РФ термина «закон» в широком смысле и отнести Правила оптового рынка электрической энергии к категории закона.

ВЫВОД

Учитывая, что обязательность проведения торгов (конкурса) при отборе проектов ВИЭ предусмотрена лишь подзаконным актом (Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности), а нормы ГК РФ и нормы других федеральных законов такую обязательность не предполагают, можно констатировать отсутствие зафиксированной в законе обязательности проведения торгов для заключения ДПМ ВИЭ.

Резюме

С точки зрения действующего законодательства передача прав и обязанностей по ДПМ ВИЭ является допустимой.


Гатаулина Л.Ф. Торги как способ заключения государственного и муниципального контракта // Конкурентное право. 2014. № 2. С. 40-43.
См.: Сухадольский Г.А. Спорные вопросы правового регулирования торгов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 158.
Беляева О.А. Какими быть торгам в «новом» Гражданском кодексе РФ? // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 110-116.
Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой под ред. П.В. Крашенинникова // «Статут», 2011.


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.