ФАС снова рассказывает, как она защищает потребителей от необоснованного роста тарифов. И, видимо, намекает на то, что делает это хорошо, раз так гордо демонстрирует объемы денег, исключенных из тарифов в 2022 году.
Но сами по себе цифры мало о чем говорят. Ведь непонятно, все ли тарифы проверены и можно ли было исключить из них еще больше денег?
Ну и важно, что первостепенная задача ФАСа – обеспечение корректного тарифообразования. И именно в этом основа защищенности потребителей, а не в точечной отмене тарифов.
Поэтому куда интересней узнать, какая в принципе работа проводилась и проводится ФАСом по предотвращению регулярно выявляемых нарушений.
Осуществляется ли их анализ? Если да, то каковы их причины? Нарушения допускаются сознательно или они – следствие нечеткой методологии наполнения тарифов?
Если нарушения допускаются неосознанно, то в достаточной ли мере налажена разъяснительная работа с РЭКами? Если сознательно, то не отвечают ли нарушения признакам мошенничества, и обращает ли на это ФАС внимание правоохранительных органов?
Ведь очевидно, что четкая методология тарифообразования и наказание тех, кто ее не соблюдает, – залог утверждения правильных тарифов. А то, что тарифы утверждаются некорректно, и ФАС из года в год проверяет и отменяет их, не свидетельствует ли о сбоях в профилактической работе самой ФАС?
Давно уже понятно, что в условиях дефицита методологии и отсутствия инструментов премодерации последующая ревизия тарифов не несет никакой пользы, а история с их некорректным утверждением будет повторяться снова.
Зато в результате отмены тарифов исправно снижается платежная дисциплина. В итоге энергетики теряют деньги, которые они могли бы вкладывать в инфраструктуру, что ухудшает надежность энергоснабжения. А от этого страдают прежде всего потребители.
Кроме того, отмена тарифов дестабилизирует работу энергопредприятий, подрывая таким образом доверие инвесторов к государству. Ведь в рамках тарифообразования именно государство (в лице РЭКов и ФАСа) является их контрагентом. Это ухудшает инвестиционный климат в отрасли и мешает развитию конкуренции (которую, кстати, должна оберегать именно ФАС).
Выигрывают ли от всего этого потребители? Можно ли при демонстрируемой ФАСом статистике говорить об их надежной защите? Ответы очевидны.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике