Закон о теплоснабжении, который действует уже более 12 лет, предусматривает одну из самых загадочных юридических конструкций в энергетике – договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (далее – договор).
По договору "продается" готовность теплоснабжающей организации в любой момент времени возобновить энергоснабжение потребителя, ранее прекратившего выборку тепла.
К разряду же загадок договор относится потому, что до сих пор непроясненными остаются следующие важные вопросы:
- какова правовая природа договора (то ли это договор возмездного оказания услуг, то ли договор sui generis) и, соответственно, каков его правовой режим;
- является ли договор обязательным к заключению (если да, то в каком случае и для какой из сторон);
- возможен ли договор в отношениях по поставке тепла (или же он допускается только в отношениях теплоснабжения);
- возможен ли договор в отсутствие оформленных отношений теплоснабжения (или же письменный договор теплоснабжения необходим);
- требуется ли воля потребителя на предоставление ему услуги резервирования (или же он считается получателем услуги только лишь по факту прекращения теплопотребления);
- что активирует обязательства по договору (полное или частичное отсутствие потребления энергии);
- следует ли сторонам определять размер платы за услуги (или же можно в любом случае предъявить потребителю к оплате фактические расходы по резервированию мощности).
Попытки найти ответы на эти вопросы уже предпринимались. См., например, статьи:
- Предмет договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (текст);
- О проблемах правового регулирования оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (текст).
Но в связи с нечетким регулированием и отсутствием устоявшейся судебной практики все найденные правовые решения, скорее, относятся к категории гипотез.
Всё это ведет к неопределенности, провоцирует споры и непрогнозируемое правоприменение. Как итог, реализация норм Закона стагнирована, а договор так и не получил распространения на практике.
Об уточнении положений Закона конечно никто не мечтает. Но можно хотя бы выпустить официальные разъяснения, которые сформировали бы более внятные ориентиры для применения действующих норм.
И лучше, чем Минэнерго с этой задачей вряд ли кто-то справится )
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике