Ресурсоснабжение является жизнеобеспечивающей деятельностью (п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 № 14), а перерывы в ресурсоснабжении сопряжены в т.ч. и с уголовно-правовыми рисками (ст. 215.1 УК РФ).
Очередной пример – инцидент в Волгограде, где в результате аварии два района остались без воды и тепла. Прокуратура на заставила себя долго ждать и в тот же день направила в следственные органы постановление для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Но в силу объективных причин (например, ввиду серьезного износа сетевой инфраструктуры) эффективно управлять аварийностью не всегда возможно. Зато связанные с авариями правовые риски можно и нужно купировать.
Для этого владельцам энергообъектов необходимо:
- периодически проводить аудит состояния инфраструктуры и осуществлять градацию объектов в зависимости от их технического состояния (желательно комиссионно с привлечением независимых экспертов, представителей Ростехнадзора, ОМСУ);
- планировать, а также приоретизировать ремонты и мероприятия инвестпрограммы с учетом результатов аудита и градации;
- своевременно выполнять все запланированные ремонтные и инвестиционные мероприятия;
- регулярно производить текущий мониторинг состояния инфраструктуры и, при необходимости, оперативно корректировать утвержденные планы.
Ну и конечно крайне важны внутренняя регламентация и документальная фиксация всех реализуемых шагов. Они позволят обосновать системность работы энергопредприятия по предотвращению аварий и отсутствие его вины при возможных происшествиях.
Практика показывает, что аварийность является для владельцев сетей источником критичных правовых рисков. Поэтому их профилактика должна стать одним из базовых направлений комплаенса энергопредприятия.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике