Понятие порядка ценообразования в энергоснабжении
Применительно к сфере энергоснабжения (электро -, тепло -, водоснабжения) законодательство не содержит универсального определения понятия «ценообразование».
Определение предусмотрено лишь в части электроэнергетики, где в силу п. 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы 1178), под ценообразованием понимается процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В связи с отсутствием определения термина «ценообразование» в правовых актах, регулирующих сферы теплоснабжения и водоснабжения, приведенная в Основах 1178 формулировка может быть применена по аналогии и к этим сферам.
Что касается порядка ценообразования, то его содержание раскрывается в разъяснении ФАС России от 29.08.2017 № 10 «О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 17) (далее – разъяснения ФАС № 17).
Согласно п. 1 указанного документа под порядком ценообразования следует понимать:
- формирование и/или расчет и/или установление и/или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги;
- применение предельных уровней цен (тарифов), формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами.
Из совокупности формулировок, содержащихся в Основах 1178 и разъяснениях ФАС № 17, можно предложить следующую формулировку порядка ценообразования в энергоснабжении:
порядок ценообразования в энергоснабжении – это предусмотренный законом порядок расчета, установления, применения регулируемых цен (а также их предельных уровней) и надбавок, используемых в определении стоимости товаров и услуг в энергоснабжении.
Ответственность за нарушение порядка ценообразования в энергоснабжении
За нарушение порядка ценообразования в энергоснабжении может наступить административная ответственность, предусмотренная ст.ст. 14.6 и 14.31 КоАП РФ.
Вопросам разграничения ответственности по ст. 14.6 и 14.31 КоАП РФ посвящены разъяснения ФАС России № 17. Суть содержащихся в них положений можно схематично изложить в следующем виде:
Нарушение порядка ценообразования возможно только в секторе регулируемого (но не свободного) ценообразования.
При этом, поскольку ст. 14.6 и ст. 14.31 КоАП РФ включены в раздел 14 КоАП РФ (административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций), можно предположить, что субъектами правонарушений могут быть только лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Исключение составляют органы регулирования тарифов – они могут быть привлечены к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка регулирования цен.
Сложность квалификации нарушения порядка ценообразования в энергоснабжении
Анализ закона
Несмотря на то, что ст.ст. 14.6, 14.31 КоАП РФ предусматривают достаточно суровую ответственность за нарушение порядка ценообразования (она может проявиться в форме дисквалификации должностного лица или в форме оборотного штрафа), положения законодательства не содержат четких критериев привлечения к ответственности.
В результате не понятно, что конкретно следует понимать под завышением и занижением цен: речь идет о занижении, завышении или неприменении конкретной ставки тарифа или же о занижении и завышении итоговой стоимости товаров или услуг?
Например, является ли нарушением порядка ценообразования:
- применение продавцом энергии скидки или повышающих коэффициентов к итоговой стоимости энергии в условиях, когда сама стоимость определялась с использованием утвержденного тарифа;
- определение стоимости энергии с учетом утвержденного тарифа, но при учете некорректного объема отпущенной энергии, в результате чего ее итоговая стоимость была занижена или завышена;
- полное освобождение покупателя от оплаты стоимости энергии?
И уж тем более не понятно, что следует относить к иным действиям, нарушающим порядок ценообразования.
Нарушают ли, например, ценообразование:
- расчеты за энергию в условиях отсутствия утвержденного тарифа (как вариант, с использованием ставки, определенной экспертным путем);
- использование в расчетах за энергию тарифа, утвержденного для предыдущего продавца энергии (до момента получения тарифа новым продавцом)?
Толкование норм ст.ст. 14.6, 14.31 КоАП РФ не позволяет дать однозначных ответов на сформулированные выше вопросы.
Анализ разъяснений госорганов и правоприменительной практики
Разъяснения органов власти и судебная практика также не формулируют четких ориентиров нарушения порядка ценообразования.
Так, дополнительно к положениям ст. 14.6 КоАП из разъяснений ФАС № 17 следует лишь только то, что нарушением является самостоятельное определение цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок и т.п.) без обращения в установленном порядке в регулирующий орган.
Что касается практики высших судов, то в качестве нарушения порядка ценообразования расцениваются следующие действия:
- ошибочное применение продавцом одного из тарифов, не подлежащего применению в отношениях с конкретным потребителем (даже не связанное включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу), а также нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен (пункт 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016);
- закрепление в договоре дополнительных штрафных коэффициентов к тарифам за сверхдоговорное потребление энергии (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 325/10).
При этом не будут расценены в качестве нарушения порядка ценообразования следующие действия:
- непредставление ТСЖ в адрес гарантирующего поставщика сведений о показаниях индивидуального прибора учета в МКД, что повлекло за собой определение объемов потребления электроэнергии по нормативу и необходимость оплаты энергии в завышенном размере (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16.08.2021 № 307-ЭС21-4959 по делу № А05-14143/2019);
- доначисление собственникам жилых помещений сверхнормативных объемов электроэнергии; предъявление платы за иные расчетные периоды без включения в платежные документы этих периодов помимо расчетного; указание неверных объемов потребленной электроэнергии; неправильное применение размера площади жилых и нежилых помещений – если все перечисленные действия осуществлялись при условии начисления платы за электроэнергию в соответствии с тарифами (постановление ВС РФ от 11.04.2016 N 32-АД15-16);
- нарушение порядка заполнения счетов на электроэнергию (выставление потребителю счетов без раздельного указания стоимости отпущенной энергии, стоимости услуг по ее передаче и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией) при корректном расчете цены на энергию с учетом действующих тарифов (постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 № 11037/12).
Резюме и рекомендации
Очевидно, что действующее регулирование слишком абстрактно, а разъяснения органов власти и практика высших судов формируют лишь приблизительные очертания критериев нарушения порядка ценообразования. Все это провоцирует чрезмерную свободу усмотрения правоприменителя и дает ему возможность произвольного применения норм ст.ст. 14.6 и 14.31 КоАП РФ.
Но анализ законодательства, практики его применения и разъяснений ФАС № 17 позволяет предположить, что для целей применения административной ответственности под ценообразованием следует понимать именно процесс определения и применения конкретных регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок) или их предельного уровня, а не процесс определения итоговой стоимости энергии, подлежащей уплате и рассчитываемой с применением регулируемых цен.
Сообразно этому под нарушением ценообразования в энергоснабжении следует понимать только такие нарушения, которые непосредственным образом связаны с конкретной регулируемой ценой (например, увеличение, уменьшение, неприменение тарифа, применение повышающего коэффициента к тарифу и т.п.).
Соответственно, применением, например, скидок, повышающих или понижающих коэффициентов к итоговой стоимости энергии (при условии определения такой стоимости с учетом регулируемых цен) не должно расцениваться в качестве нарушения порядка ценообразования.
Между тем, такие соображения являются лишь гипотезой и не подтверждаются устоявшейся правоприменительной практикой.
Таким образом в целях повышения качества правового регулирования и обеспечения его однозначного применения необходимо включение в ст. 14.6 КоАП более четких критериев нарушения порядка ценообразования. Как минимум это потребует уточнения параметров занижения и завышения регулируемых цен, а также исключения из ст. 14.6 КоАП формулировки «иные действия, нарушающие порядок ценообразования».
До этого момента минимизация правовых рисков, связанных с неоднозначным регулированием и правоприменением, видится в предварительном получении хозяйствующим субъектом разъяснений надзорного органа относительно корректности планируемых действий, связанных с применением регулируемых цен.
Выводы
1. Порядок ценообразования в энергоснабжении – это предусмотренный законом порядок расчета, установления и применения регулируемых цен (а также их предельных уровней) и надбавок, применяемых при определении стоимости товаров и услуг.
2. Нарушение установленного порядка ценообразования может выражаться:
- в завышении регулируемых государством цен (тарифов, платы) на товары (услуги), предельных цен (тарифов), а также установленных надбавок к ценам (тарифам);
- в занижении регулируемых государством цен (тарифов, платы) на товары (услуги), предельных цен (тарифов), а также установленных надбавок к ценам (тарифам);
- в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, платы);
- в ином нарушении установленного порядка ценообразования.
3. Нарушение порядка ценообразования возможно только в секторе регулируемого (но не свободного) ценообразования, а субъектами нарушения порядка ценообразования в энергоснабжении могут быть только предприниматели и регулирующие органы.
4. Ни законодательство, ни правоприменительная практика, ни разъяснения органов власти не формулируют четких критериев нарушения порядка ценообразования в энергоснабжении.
5. Под нарушением порядка ценообразования в энергоснабжении предположительно следует понимать только такие нарушения, которые непосредственным образом связаны с конкретной регулируемой ценой (например, увеличение, уменьшение, неприменение тарифа, применение повышающего коэффициента к тарифу и т.п.).
6. Очевидна целесообразность включения в ст. 14.6 КоАП РФ более четких критериев нарушения порядка ценообразования, что как минимум потребует уточнения параметров занижения и завышения регулируемых цен, а также исключения из ст. 14.6 КоАП такого основания нарушения, как «иные действия, нарушающие порядок ценообразования».
7. В настоящее время минимизация правовых рисков, связанных с неоднозначным регулированием и правоприменением, видится в предварительном получении хозяйствующим субъектом разъяснений надзорного органа относительно корректности планируемых действий, связанных с применением регулируемых цен.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике