Правовая природа договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям многие годы вызывает острые дискуссии. Его относят то к договору подряда, то к договору возмездного оказания услуг, то к смешанному договору (включающему элементы подряда и оказания услуг), то к договору простого товарищества, то к договору особого рода (sui generis).
Единой позиции на сегодня не сформировано. Хотя Верховный Суд РФ склоняется к тому, что это все-таки договор оказания услуг (см., например, определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 06.09.2021 № 305-ЭС21-8682 по делу № А40-32523/2018).
При этом непонятно, почему договор, результатом которого является овеществленный результат (построенная сеть и техническое присоединения заявителя), отнесен судом к возмездному оказанию услуг.
Еще одна проблема – отсутствие в законе четкого указания на принадлежность сетевого имущества, построенного исполнителем по договору техприсоединения. Несмотря на это, имущество принято оформлять в собственность исполнителя. Но платить за строительство сетей (внесением исполнителю платы за подключение) почему-то должен только заказчик.
Очевидно, что такое распределение финансового бремени и материальных благ не справедливо. Ведь выгоду от техприсоединения в равной степени получают как заявитель (у него появляется техническая возможность для потребления энергии), так и исполнитель (у него появляется возможность продавать энергию заявителю). Поэтому с экономической т.з. наблюдается явная диспропорциональность вкладов сторон договора.
Тут либо построенный за счет заявителя объект надо передать заявителю (иначе исполнитель, получая в собственность оплаченную заявителем вещь, по сути обогащается за его счет), либо стоимость подключения должна стать адекватной реальным затратам исполнителя, которые следует определять с учетом стоимости объекта, полученного им в собственность.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике