Увеличение тепловой нагрузки потребителя. Всегда ли нужен договор на подключение?

Увеличение тепловой нагрузки потребителя. Всегда ли нужен договор на подключение?

Одним из оснований для заключения договора на подключение к системе теплоснабжения является увеличение тепловой нагрузки подключенного объекта.

Это следует из п. 7 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 (далее – Правила № 787).

Аналогичная норма содержится и в п. 8 новых Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ т 30.11.2021 № 2115 (вступают в силу с 01.03.2022).

Но всякое ли увеличение нагрузки влечет за собой необходимость заключения договора на подключение?

Из буквального толкования п. 7 Правил 787 следует, что заключение договора на подключение требуется при любом увеличении тепловой нагрузки объекта теплопотребления.

Учитывая, что процедура подключения требует от ее заказчика (потребителя энергии) внесения платы за подключение, некоторые поставщики тепловой энергии стараются придерживаться именно такой логики.

По их мнению, легитимность любого увеличения тепловой нагрузки объекта теплопотребления может быть обеспечена только предварительным соблюдением предусмотренной законом процедуры подключения (заключением договора на подключение и внесением платы за подключение).

В результате такого буквального толкования и при одновременном нежелании потребителя (тепловая нагрузка у которого увеличивается) инициировать процедуру подключения, дальнейшее потребление тепловой энергии может быть квалифицировано поставщиком энергии в качестве бездоговорного со всеми вытекающими из этого негативными финансовыми последствиями для потребителя. В данном случае в основе констатации бездоговорного потребления – якобы отсутствие надлежащего подключения объектов потребителя к системе теплоснабжения.

Но буквальное толкование п. 7 Правил 787, на наш взгляд, не в полной мере отражает реальный правовой режим увеличения тепловой нагрузки потребителя.

Как представляется, для его более корректного отображения следует учитывать пункты 4, 6 Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2009 № 610 (далее – Правила Минрегиона № 610).

Из содержащихся в указанных пунктах норм следует, что:

1) изменение (пересмотр) тепловых нагрузок по общему правилу осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре теплоснабжения на основании заявки потребителя (п. 4);

2) увеличение же тепловой нагрузки сверх присоединенной мощности объекта теплопотребления (определяемой как суммарная тепловая нагрузка всех систем теплопотребления объекта теплопотребления) осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами подключения (п. 6), т.е. путем заключения договора о подключении.

В совокупности с п. 7 Правил № 787 (который предусматривает, что договор на подключение заключается в случае увеличения тепловой нагрузки объекта теплопотребления) вышеприведенные нормы пунктов 4, 6 Правил Минрегиона № 610 свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что признание на стороне потребителя обязанности по заключению договора на подключение возможно только при условии такого увеличения тепловой нагрузки объектов потребителя, которое повлечет за собой превышение максимально подключенной тепловой нагрузки его объектов.

Иной подход (который, в частности, вытекает из буквального прочтение п. 7 Правил 787) свидетельствовал бы о необходимости многократного внесения платы за подключение потребителем, нагрузка объектов которого увеличивается в рамках максимально подключенной нагрузки данных объектов. Это, в свою очередь, привело бы к необоснованному обогащению теплоснабжающей организации (в связи с безосновательным получением платы за подключение), фактически не выполняющей в рамках процедуры подключения никаких работ (не оказывающей никаких услуг), и не несущей при этом каких-либо расходов на подключение.

 


Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

ZHANE.RU — портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru