Важные изменения на розничных рынках электроэнергии 2020-21

Изменения в законодательство о розничных рынках электроэнергии

Николай Монтиле

За период 2020-2021 на розничных рынках электрической энергии произошли следующие важные изменения.

1) Изменения в нормативном регулировании

А) уточнены правила о бездоговорном потреблении в случае смены собственника энергопринимающих устройств, а также после подачи напряжения в процессе тех.присоединения (постановление Правительства от 01.04.2020 № 403)

Б) внесены кардинальные изменения в правила учета на розничных рынках (постановления Правительства РФ от 18.04.2020 № 554, от 21.12.2020 № 2184)

Изменения связаны с:

  • возложением на СО и ГП обязанности обеспечивать коммерческий учет электроэнергии на розничных рынках
  • внедрением интеллектуальных систем учета
  • урегулированием отношений между застройщиком и ГП по поводу оснащения вновь возводимых МКД приборами учета

В) введены правила тех.присоединения и правила работы на розничных рынках объектов микрогенерации (постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 299)

Г) уточнены правила работы квалифицированных генерирующих объектов, работающих на ВИЭ (постановление Правительства РФ от 29.08.2020 № 1298)

В частности, в качестве требования для их работы на розничном рынке введено включение в схемы и программы перспективного развития электроэнергетики. Включению подлежат как существующие объекты, так и еще не построенные. В последнем случае включение объектов генерации производится по результатам отбора проектов.

2) Запущено два пилотных проекта

А) проводятся отборы агрегаторов спроса. Их отборы проводятся с 2019 г. системным оператором в рамках услуг по обеспечению системной надежности. Работа агрегаторов продлена до конца 2021 г. (постановление Правительства РФ от 08.02.2021 № 132)

Б) урегулирован порядок создания и работы активных энергетических комплексов (постановление Правительства РФ от 21.03.2020 № 320)

В рамках АЭК функционируют потребители и производители электроэнергии, которые соединены принадлежащими им сетями. Основной объем потребления – за счет генерации внутри АЭК. Остаток докупается из внешней сети. Регулирование производства и потребления производится с помощью управляемого интеллектуального соединения (приложение № 5 к ОПФРР № 442).


Изменения в правила о бездоговорном потреблении

Устанавливается порядок заключения договора с ГП при смене собственника энергопринимающих устройств, а также после подачи напряжения на энергопринимающие устройства до завершения процедуры тех.присоединения.

Чтобы такое потребление не было бездоговорным, необходимо соблюсти сроки для направления в адрес ГП заявления о заключении договора, а также для согласования с ГП его условий.

В случае соблюдения данной процедуры обязательства по заключенному с ГП договору начинают исполняться:

  • с даты фактической подачи СО напряжения на энергопринимающие устройства, указанной в акте тех.присоединения
  • с даты возникновения у нового собственника права собственности на энергопринимающие устройства.

1. Бездоговорное потребление при смене собственника

Поставка электроэнергии со дня перехода права собственности до дня заключения договора новым собственником с ГП не считается бездоговорным потреблением не считается бездоговорным потреблением при условии:

  • наличия действующего договора между ГП и предыдущим собственником, по которому обязательства по оплате могут исполняться любым лицом
  • обращения нового собственника с заявкой к ГП в течение 30 дней со дня перехода к нему права собственности.

А) Если нет бездоговорного потребления, то объем потребления с даты перехода права собственности считается:

  • по показаниям приборов учета на дату перехода
  • при отсутствии таких показания исходя из: количества дней со дня снятия показаний до дня перехода права собственности и усредненного объема потребления в период между двумя последними снятиями показаний

Б) Если порядок не соблюден и есть бездоговорное потребления, то его объем определяется:

  • по показаниям приборов учета
  • при невозможности использовать показания – расчетным способом, указанным в п. 2 приложения № 3 к ОПФРР

Стоимость – исходя из цены покупки потерь, увеличенной на тариф на передачу.

2. Бездоговорное потребление при технологическом присоединении

Если к заявке на технологическое присоединение не был приложен подписанный заявителем проект договора энергоснабжения, то:

А) Заявитель вправе при направлении в СО подписанного акта об осуществлении тех.присоединения приложить к нему договор на покупку электроэнергии, заключенный с ГП

Б) Если при направлении в адрес СО акта договор не прикладывался, то заявитель в течение 30 дней со дня получения от сетевой акта сам направляет подписанный со своей стороны договор в адрес ГП

Если в течение указанного срока в адрес ГП договор не поступил, то ГП в течение 3 рабочих дней уведомляет об этом заявителя.

Заявитель в течение 3 рабочих дней со дня получения такого уведомления обязан представить ГП сведения, подтверждающие факт направления ГП проекта договора (протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему договору) в адрес ГП.

Если эти сроки соблюдены заявителем, то его потребление с даты подачи напряжения не считается бездоговорным.

ГП незамедлительно уведомляет СО о факте бездоговорного потребления.

Объем бездоговорного потребления считается:

А) по показаниям приборов учета электрической энергии (если они установлены)

Б) если нет счетчиков, то расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к ОПФРР № 442

Стоимость – исходя из увеличенной в два раза цены покупки потерь, а также тарифа на передачу э/э.


Изменения в Правила учета электроэнергии

1. Определение безучетного потребления

Изменено определение безучетного потребления.

Уточнено, что безучетное потребление возникает при нарушении учета:

А) в границах балансовой принадлежности потребителя или в границах земельного участка потребителя

Б) в случаях, когда обязанность по обеспечению сохранности учета возложена на потребителя

К безучетному потреблению относятся нарушения двух видов:

А) вмешательство в работу прибора учета или системы учета (нарушение целостности (повреждения) оборудования, пломб и знаков визуального контроля)

Б) подключение энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета

Более подробно описан состав оборудования, вмешательство в работу которого признается безучетным потреблением. Данный перечень закрытый.

2. Способы направления уведомления

Подробно расписаны способы направления уведомлений в рамках взаимодействия между участниками розничных рынков, при использовании которых уведомление считается надлежащим. К данным способам относятся:

  • заказное почтовое отправление
  • включение текста уведомления в счет на оплату электроэнергии
  • направление уведомления по электронной почте, согласованной в договоре
  • направление смс-уведомления по телефону, согласованному в договоре
  • направление уведомления по факсу при условии наличия возможности установить, от кого исходило сообщение и кому направлено

Установлен порядок определения момента, в который уведомление считается полученным.

3. Распределение обязанностей по организации коммерческого учета между участниками розничных рынков

Организацию коммерческого учета (приобретение, замена, допуск в эксплуатацию оборудования и программного обеспечения) обеспечивают:

  • СО в отношении объектов, непосредственно или опосредованно присоединенных к их сетям
  • ГП в отношении расположенных в зоне их деятельности многоквартирных домов

СО и ГП обеспечивают организацию коммерческого учета:

  • при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или межповерочного интервала оборудования в том числе и не принадлежащего СО, ГП
  • в процессе технологического присоединения

Расходы ГП и СО на исполнение обязанностей по организацию коммерческого учета включаются в сбытовую надбавку и тариф на передачу.

Расходы на дополнительные работы (например, на установку прибора учета до истечения срока поверки) не включаются в сбытовую надбавку и тариф на передачу.

4. Поверка

ГП и СО в целях обеспечения коммерческого учета до 01.01.2022 при истечении межповерочного интервала ПУ, в том числе им не принадлежащих, вправе осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации.

Обязанность по организации такой поверки и расходы несут ГП и СО.

С даты истечение интервала между поверками и до даты поверки для определения обязательств на розничных рынках используются показания данных ПУ.

Если при поверке не подтверждено соответствие метрологическим требованиям ПУ, то объем за указанный период пересчитывается по замещающей информации.

5. Измерительные трансформаторы

СО и ГП не осуществляют приобретение, установку и замену измерительных трансформаторов:

  • для учета в отношении объектов по производству э/э
  • на подстанциях с уровнем высшего напряжения выше 20 кВ

Приобретение, установку и замену таких измерительных трансформаторов осуществляют собственники соответствующих объектов.

СО, ГП осуществляют приобретение, установку и замену измерительных трансформаторов, если в результате их поверки не будет подтверждено их соответствие метрологическим характеристикам.

6. Обязанности субъектов в отношении ПУ

А) Владельцы приборов учета и иного оборудования:

  • обязаны осуществлять информационный обмен данными на безвозмездной основе
  • не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета и иное оборудование
  • ограничивать к ним доступ
  • вмешиваться в процесс удаленного собора, обработки и передачи показаний
  • препятствовать их использованию и осуществлению контроля

Б) Владельцы объектов, на которых установлены приборы учета и иное оборудование:

  • обязаны обеспечить допуск для проведения работ, необходимых для обеспечения коммерческого учета, представителям ГП, СО, собственников приборов учета и иного оборудования
  • обязаны обеспечить сохранность и целостность прибора учета, иного оборудования и знаков визуального контроля
  • обязаны возместить СО, ГП убытки, причиненные неисполнением вышеуказанных обязанностей

В) ГП и СО:

  • вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт вмешательства в работу ПУ
  • вправе устанавливать конструкции, препятствующие вмешательству в работу ПУ
  • обязан уведомлять потребителя о последствии обнаружения факта нарушения этих пломб и устройств
  • плата за установку пломб и устройств не взимается.

7. Общие требования к приборам учета

Объемы потребления (производства), услуг по передаче электроэнергии, объемы потерь определяются:

  • по показаниям приборов учета
  • при отсутствии показаний или непригодности расчета – на основании замещающей информации или расчетными способами. Дается определение, что такое «замещающая информация»

С 01.01.2022 подлежат установке приборы учета, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета.

Приборы учета в многоквартирных домах (МКД), вводимых в эксплуатацию с 01.01.2021.

Такие дома подлежат оснащению индивидуальными (общими) и коллективными приборами учета, которые могут быть присоединены к интеллектуальным системам учета э/э.

Класс точности приборов учета должен соответствовать требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета.

8. Минимальный набор функций интеллектуальной системы учета

Интеллектуальные системы учета должны иметь следующие функции (постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУ электроэнергии (мощности)»):

А) передача показаний и результатов измерений прибора учета электрической энергии, присоединенного к интеллектуальной системе учета

Б) предоставление информации о количестве и иных параметрах электрической энергии

В) полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги), а также возобновление подачи электрической энергии

Г) установление и изменение зон суток (часов, дней недели, месяцев), по которым прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, осуществляется суммирование объемов электрической энергии в соответствии с дифференциацией тарифов (цен), предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - тарифные зоны)

Д) передача данных о параметрах настройки и событиях, зафиксированных прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета;

Е) передача справочной информации

Ж) передача архива данных

З) оповещение о возможных недостоверных данных, поступающих с приборов учета в случае срабатывания индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышке прибора учета, воздействия магнитным полем на элементы прибора учета, неработоспособности прибора учета вследствие аппаратного или программного сбоя, его отключения (после повторного включения), перезагрузки

В состав информации о количестве и иных параметров входят:

  • объем принятой и отданной э/э, в т.ч. по тарифным зона, по часам или получасовой разбивке
  • объем принятой и отданной реактивной энергии
  • порог превышения и длительность отклонения соотношения активной и реактивной мощности
  • максимальные в каждые рабочие сутки почасовые объемы э/э в установленные СО ЕЭС плановые часы пиковой нагрузки и среднее арифметическое из данных значений
  • значения максимальной и минимальной фактической активной, реактивной и полной мощности
  • величина резервируемой максимальной мощности
  • величина потерь от точки поставки до места установки ПУ
  • информация о нарушении индивидуальных параметров качестве э/э
  • алгоритм определения объема принятой и отданной э/э на основании результатов измерений ПУ

9. Критерии выбора расчетного прибора учета

Расчетный прибор учета определяется исходя из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

  • в первую очередь в качестве расчетного принимается прибор учета, который установлен и допущен в эксплуатацию ГП (СО)
  • прибор учета обеспечивает проведение измерений с минимальной величиной потерь
  • прибор учета обеспечивает минимальную величину погрешности измерительного канала
  • прибор учета позволяет измерять почасовые объемы
  • прибор учета входит в состав информационно-измерительной системы учета.

Прибор учета, расположенный по иную сторону границы балансовой принадлежности, по соглашению сторон может выступать как контрольный.

10. Места установки приборов учета

При тех.присоединении прибор учета устанавливается на границе балансовой принадлежности. По соглашению сторон – в границах балансовой принадлежности одной из сторон.

Для учета объемов производства розничными производителями приборы учета устанавливаются в местах присоединения объектов по производству к иным объектам электроэнергетики производителя (в отношении солнечной или ветровой генерации – в местах соединения генерирующего оборудования с электрической сетью).

В случаях, не связанных с технологическим присоединении, прибор учета устанавливается в месте, указанном в наиболее поздних документах о технологическом присоединении. При отсутствии такой информации прибор учета устанавливается на границе балансовой принадлежности или в месте, максимально приближенным к границе.

Дается определение «место, максимально приближенное к границе.

При установке прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, объем потребления подлежит корректировке только на величину потерь на участке от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета.

Если прибор учета установлен в границах балансовой субъекта принадлежности с его согласия, такой субъект на вправе требовать оплаты за установку и последующую эксплуатацию прибора учета.

Дается определения «отсутствие технической возможности установки прибора учета». Техническая возможность отсутствует, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • если для установки прибора учета нужно осуществить реконструкцию или капитальный ремонт, возвести новые объекты капитального строительства
  • при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технически требований к прибору учета

Условия отсутствия технической невозможности не применяются при осуществлении технологического присоединения.

11. Установка ПУ в отношении аварийных и ветхих объектов

Регулируются особенности установки СО и ГП приборов учета в отношении аварийных и ветхих объектов.

СО и ГП устанавливают такие приборы учета только после выполнения собственниками или исполнителем коммунальных услуг реконструкции, в результате которой будут устранены причины технической невозможности установки прибора учета, и после получения соответствующего обращения от собственников об установке прибора учета.

СО и ГП вправе установить такие приборы учета без проведения реконструкции с уведомлением собственников об отсутствии необходимости устранять техническую невозможность установки.

12. Учет электроэнергии в отношении точек поставки на розничном рынке, совпадающими с ГТП на ОРЭМ

В таких точках поставки устанавливаются ПУ, соответствующие требованиям Правил ОРЭМ для субъектов ОРЭМ.

Собственник объектов или энергосбытовая организация (ЭСО), приобретающая э/э на ОРЭМ по соответствующим точкам поставки, вправе обеспечить установку (замену) таких ПУ самостоятельно.

Собственник объектов (ЭСО) может направить в адрес СО уведомление об отказе в дальнейшем осуществлять приобретение, установку, замену ПУ. Такой отказ должен быть направлен не позднее 6 месяцев до истечения межповерочного интервала или не позднее 5 рабочих дней до наступления иных оснований для установки и замены ПУ.

В этом случае СО в отношении таких точек обеспечивает коммерческий учет.

Установлен порядок установки или замены таких ПУ собственником (ЭСО). Он схож с ранее действовавшим порядком установки или замены ПУ. Собственник (ЭСО) первоначально направляет в адрес СО, ГП, ЭСО запрос о согласовании условий установки (замены) прибора учета, который подлежит согласованию.

13. Установка, замена, допуск в эксплуатацию, демонтаж приборов учета электроэнергии

Порядок установки или замены СО (Г)П приборов учета в случаях, не связанных с тех. присоединением. СО (ГП) осуществляют установку (замену) и допуск в эксплуатацию ПУ:

А) если такой прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 01.04.2020 г. или ранее – до 31.12.2023

Б) не позднее 6 месяцев:

  • с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации ПУ, если эта дата установлена в договоре энергоснабжения (оказания услуг по передаче)
  • в иных случаях – с даты получения обращения потребителя (производителя, смежной СО) об истечении срока поверки, эксплуатации, а также об утрате, выходе из строя или неисправности ПУ
  • с даты выявления истечения срока поверки, эксплуатации, неисправности в ходе проведения проверки ПУ
  • с даты признания ПУ утраченным

14. Последствия нарушения СО и ГП сроков установки и ввода в эксплуатацию ПУ

В случае нарушения СО и ГП сроков установки и ввода в эксплуатацию ПУ, установленных п. 151, применяется санкция в виде увеличения (для ГП) или уменьшения (для СО) стоимости услуг по передаче электроэнергии:

  • с 01.01.202 – на 15 %
  • с 01.01.2024 – на 30 %
  • с 01.01.2025 – на 50 %

В случае нарушения сроков установки и допуска в эксплуатацию ПУ, вышедших из строя, с истекшим сроком эксплуатации или отсутствовавших по состоянию на 01.04.2020 г. или ранее, более чем на 3 месяца (то есть до 01.04.2023) санкция увеличивается в 2 раза.

Указанное уменьшение (увеличение) стоимости услуг по передаче учитывается начиная с расчетного периода, в котором получена претензия, но не ранее 6 месяцев с даты наступления события, повлекшего необходимость установки или замены ПУ.

Данная ответственность не возникает, если причиной неисполнения обязанности СО или ГП стал недопуск к местам установки ПУ, в то время как техническая возможность установки ПУ в ином месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности отсутствует.

15. Порядок установки ПУ

Предварительно СО (ГП) направляет запрос в адрес:

  • поставщика электроэнергии для соответствующего потребителя
  • собственника объектов, в отношении которых планируется установка или замена ПУ

Запрос должен содержать в том числе сведения о дате и времени выполнения работ. Собственник обязан подтвердить дату и время или предложить новые. Если в указанном СО или ГП месте нет технической возможности установить ПУ, собственник вправе отказать в установке или замене, но при этом должен предложить возможные места установки ПУ.

При ненаправлении ответа или недопуска ПУ устанавливается СО или ГП в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.

При двукратном недопуске объем переданной в точки поставки электроэнергии определяется по увеличенным в два раза:

  • показаниями контрольного прибора учета
  • замещающей информации

16. Допуск ПУ в эксплуатацию прибора учета

Допуск ПУ учета не требуется, если в ходе установки (замены) сохраняются ранее установленные пломбы и знаки визуального контроля.

СО осуществляет допуск в эксплуатацию ПУ в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к ее сетям объектов.

ГП осуществляет допуск в эксплуатацию ПУ в МКД в зоне его деятельности.

При тех.присоединении допуск ПУ в эксплуатацию осуществляется одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок. Для этого приглашается ГП или лицо, с кем планируется заключить договор на поставку э/э в отношении присоединяемых установок.

Допуск ПУ осуществляется при участии лиц, которым направлялся запрос на установку (замену) ПУ или которые приглашались для участия в процедуре допуска.

По окончании допуска:

  • устанавливается пломба или знак визуального контроля
  • составляется акт допуска ПУ в эксплуатацию по форме приложения № 16 к Правилам тех.присоединения № 861
  • для точек присоединения свыше 1 кВ также дополнительно составляется паспорт-протокол измерительного комплекса

17. Демонтаж ПУ или иного оборудования, необходимого для учета э/э, не связанный с его заменой

Такой демонтаж допускается при необходимости проведения работ по капитальному ремонту или реконструкции в местах установки ПУ.

Перед демонтажом собственник ПУ или оборудования уведомляет лиц, которые могут в соответствии с п. 153 принимать участие в процедура допуска. Данные лица должны согласовать заявку или предложить новые дату и время демонтажа.

В процессе демонтажа составляется акт демонтажа ПУ, фиксирующий состояние ПУ или оборудования и показания на дату демонтажа. Данный акт передается лицам, которые были приглашены для участия в процедуре демонтажа.

Установлены особенности демонтажа СО ПУ или оборудования, установленного в границах смежной СО. Такая СО направляет заявку в адрес смежной СО, которая обязана организовать осмотр и снятие показаний ПУ перед его демонтажом.

18. Снятие и передача показаний прибора учета

А) Лица, ответственные за снятие показаний ПУ. Данными лицами являются:

  • СО – в отношении ПУ: (а) присоединенным к интеллектуальным системам учета СО; (б) расположенным в границах балансовой принадлежности СО; (в) в границах бесхозяйных сетей
  • ГП – в отношении ПУ МКД, присоединенных к интеллектуальным системам учета ГП
  • собственники (владельцы) объектов, в границах которых расположены ПУ, не присоединенные к интеллектуальным системам учета

Б) Дата и время снятия показаний ПУ. Если иные дата и время не установлены договором:

  • с 23 по 25 число расчетного месяца – в отношении коллективных (общедомовых) ПУ МКД
  • до 25-го числа расчетного месяца – в отношении жилых домов
  • по состоянию 00 часов 00 минут первого дня месяца, следующего за расчетным – в отношении иных ПУ

При расторжении (заключении) договора – на 00 часов 00 минут дня расторжения (заключения) договора.

В) Оформление результатов снятия показаний ПУ

Если ПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, то результаты оформляются актом снятия показаний. Он подписывается лицом, ответственным за снятие, а также представителями СО и(или) поставщика э/э, если осуществляется совместное снятие.

19. Предоставление показаний ПУ

Если иные дата и время не согласованы в договоре, то показания предоставляются другой стороне договора:

  • в отношении коллективных ПУ в МКД и ПУ в жилых домах – до окончания 26-го дня расчетного месяца
  • в отношении иных ПУ – до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным
  • при расторжении (заключении) договора – в течение суток, следующих за датой расторжения (заключения)

В отношении расчетных ПУ, не присоединенных к интеллектуальной системе учета, акт снятия показаний предоставляется в течение 3 рабочих дней. В отношении ПУ, присоединенной к интеллектуальной системе учета показания предоставляются с использованием такой системы в соответствии с Правилами доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета.

Устанавливается порядок снятия и предоставления показаний контрольного прибора учета, схожий с ранее действующим.

20. Особенности предоставления показаний в отдельных случаях

А) Особенности предоставления показаний, если отдельно заключены договоры купли-продажи и передачи э/э. Особенности предоставления показаний СО

Такой потребитель передает показания ПУ в адрес ГП и СО в порядке, установленном п. 159, если договором не установлено, что он передает показания только в адрес одного из указанных лиц. В последнем случае такое лицо обязана передать эти данные другому лицу до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным.

CО передает показания ПУ, расположенного на ее объектах, в адрес соответствующего потребителя и его поставщика в порядке, установленном п. 159.

Б) Передача показаний ПУ производителем

Изменения: показания в виде акта снятия показания передаются СО и ГП в виде электронного документа, подписанного ЭЦП в течение 3 рабочих дней.

В остальном схоже с ранее действовавшим порядком (п. 164 ранее действовавшей редакции ОПФРР № 442).

В) Передача ГП (ЭСО) в адрес СО реестра показаний ПУ в жилых домах и МКД

Изменения: реестр передается ГП в адрес ЭСО в форме электронного документа, подписанного ЭЦП в срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным.

В остальном схоже с ранее действовавшим порядком (п. 162 ранее действовавшей редакции ОПФРР № 442).

Г) Передача ГП (ЭСО) в адрес СО показаний ПУ, предоставленных собственниками объектов, в границах которых эти ПУ установлены

ГП (ЭСО) передают в адрес СО показания приборов учета, предоставленные потребителями, производителями, собственниками (владельцами) объектов, в границах которых установлены ПУ в адрес СО (если иные дата и время не установлены договором):

  • до окончания 2-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным в электронном виде
  • не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом, в том числе в виде электронного документа, подписанного ЭЦП

21. Применение показаний контрольного прибора учета

Показания контрольного прибора учета используются для определения объема, если они согласованы в договоре и если лицо не предоставило показания расчетного прибора учета.

Если применяется цена, дифференцированная по зонам суток, то показания контрольного ПУ применяются, если он тоже зонный (соответственно, если применяется дифференцированная по часам цена, то показания контрольного ПУ применяется, если он почасовой).

22. Ответственность ГП и СО за непредоставление показаний ПУ

В случае ненадлежащего исполнения ГП или СО обязанности по предоставлению показания ПУ в течение 6 расчетных периодов подряд, начиная с 7-го расчетного периода стоимость услуг по передаче электроэнергии уменьшается (для СО) или увеличивается (для ГП):

  • начиная с 01.01.2023 – на 15 %
  • начиная с 01.01.2024 – на 30 %
  • начиная с 01.01.2025 – на 50 %

23. Контрольное снятие показаний и проверка ПУ

Контрольное снятие показаний проводится в отношении ПУ, не присоединенных к интеллектуальной системе учета, не чаще 1 раза в месяц. Контрольное снятие производится СО, к сетям которой присоединены соответствующие объекты. Контрольное снятие производится в соответствии с планом-графиком, который составляет СО и доводит до сведения поставщика в отношении обслуживаемых им точек поставки. По соглашению между СО и поставщиком контрольное снятие может проводиться поставщиком в порядке, установленном для СО.

Проверка правильности снятия показаний ПУ, включенных в интеллектуальную систему учета. В отношении таких ПУ контрольное снятие показаний проводится :

  • путем предоставления возможности дистанционного снятия
  • путем контрольного снятия в порядке п.п. 166, 167 по заявлению соответствующего лица не чаще 1 раза в месяц не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления

Установлен порядок направления такого заявления в адрес ГП (СО).

24. Порядок проведения проверки ПУ

В целом порядок проведения проверки ПУ схож с ранее действующим порядком.

Новшества:

А) Общие изменения:

  • указано, что понимается под инструментальной проверкой
  • в ходе проверки проводится фото- и видеосъемка
  • потребитель (производитель) вправе привлекать для участия в проверке аккредитованных в области обеспечения единства измерений лиц

Б) Плановые проверки:

  • установлено, что плановые проверки проводятся в отношении ПУ, не присоединенных к интеллектуальной системе учета
  • ГП уведомляет ежемесячно до 25-го числа СО о включенных в план график коллективных ПУ в МКД, присоединенных к сетям СО

В) Внеплановые проверки:

  • в качестве одного из оснований внеплановой проверки в отношении ПУ, присоединенных к интеллектуальной системе учета, указано срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб, факт события воздействия магнитных полей , неработоспособности ПУ вследствие аппаратного или программного сбоя или отсутствия дистанционного опроса в течение одного месяца
  • установлено, что внеплановые проверки осуществляют СО, а в отношении коллективного ПУ – ГП
  • форма внеплановой проверки может быть указана в заявлении о необходимости проведения проверки, иначе форму выбирает СО

25. Особенности выявления нарушения учета СО в ходе проверки в отношении смежной СО

В этом случае составляется акт проверки в отношении смежной СО в соответствии с требованиями п. 174. Предварительно смежная СО уведомляется в порядке, установленном п. 174.

Выявления нарушения является основанием для применения в отношении смежной СО замещающей информации и расчетных способов в соответствии с п.п. 179, 180 и 184.

26. Составление акта о неучтенном потреблении по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления

В целом положения схожи с нормами ранее действовавшего порядка составления акта о неучтенном потреблении, содержащегося в пунктах 192-193 ОПФРР № 442.

Новшества:

  • уведомление потребителя о составлении акта осуществляется способом, установленным договором, а при отсутствия таких условий в договоре – любым способом, подтверждающим доставку
  • в случае отсутствия потребителя акт составляется с использованием фото- и видеосъемки, которые подлежат хранению и передаются вместе с актом (ранее акт в этом случае составлялся в присутствии двух незаинтересованных лиц)
  • по факту выявление безучетного потребления прибор учета признается вышедшим из строя

27. Замещающие и расчетные методы и случаи их применения

Определения объема потребления (услуг по передаче) э/э в случае отсутствия, неисправности, утраты или истечения межповерочного интервала, непредоставления показаний ПУ.
В этом случае расчет производится на основании замещающей информации.

Определения объема производства э/э в случае отсутствия, неисправности, утраты или истечения межповерочного интервала, истечения срока эксплуатации и при отсутствия контрольного ПУ:

  • для 1-го расчетного периода объем производства определяется по замещающей информации
  • для 2 -го расчетного периода объем производства определяется по замещающей информации, увеличенной на повышающий коэффициент (отношение максимальной мощности и максимального значения объема производства в какой-либо час за истекший год)

В случае непредоставления показаний ПУ и отсутствия контрольного ПУ:

  • если ПУ расположен в границах объекта по производству и не присоединен к интеллектуальной системе учета, объем производства равен нулю
  • в иных случаях объем производства определяется по замещающей информации, увеличенной на вышеуказанный повышающий коэффициент.

Порядок определения объема принятой и отпущенной из сетей СО э/э при непредоставлении показаний ПУ, неисправности, утраты, истечении срока межповерочного интервала

В целом данный порядок схож с ранее действовавшим порядком, предусмотренным пунктом 183 в ранее действовавшей редакции ОПФРР № 442.

Данный порядок не применяется для случаев демонтажа ПУ в связи с поверкой, ремонтом или заменой (ранее применялся).

28. Порядок определения объемов э/э при двукратном недопуске к ПУ

В случае двукратного недопуска к ПУ в границах потребителя (в том числе к ПУ для транзитных потребителей) объем потребления и услуг по передаче э/э определяется с даты 2-го недопуска как увеличенный в 1,5 раза объем, определенный по показаниям контрольного прибора учета или по замещающему методу.

В случае двукратного недопуска к ПУ в границах производителя объем производства с даты 2-го недопуска считается равным нулю.

В случае двукратного недопуска к ПУ к границах СО, по которому определяется объем принятой (отпущенной) э/э:

  • объем принятой в сети СО электроэнергии определяется по максимальному среднесуточному значению за месяц, в котором зафиксировано наибольшее поступление в сеть за прошедший год
  • объем отпущенной из сетей СО э/э – по минимальному среднесуточному значению за месяц, в котором зафиксирован наименьший отпуск из сети за прошедший год

29. Учет снятых показаний при применении расчетных (замещающих) способов

Снятые показания за период времени (его часть), когда применялись указанные расчетные (замещающие способы), учитываются в следующем порядке: разница между объемом, определенным по показаниям, и выставленным объемом распределяется равномерно по всем часам периода, в котором были сняты показания.

30. Определение объема потребления (производства) при истечении межповерочного интервала измерительного трансформатора

Такой объем определяется по показаниям ПУ, входящим в состав измерительного комплекса.

Если за приобретение, установку, замену и эксплуатацию измерительного трансформатора отвечает не ГП или СО, то объем потребления (производства) рассчитывается следующим образом:

  • для 1-го расчетного периода – по замещающей информации
  • начиная со 2-го и последующие – по замещающей информации, увеличенные на коэффициент 1,5 (потребление) или уменьшенные на коэффициент 0,5 (производство)

31. Отсутствие ПУ у потребителей с максимальной мощностью менее 5 кВт

Объем потребления указанных потребителей рассчитывается СО:

  • расчетным способом, согласованным в договоре
  • если не согласован расчетный способ, - исходя из характерных для указанных потребителей объемов потребления исходя из величины максимальной мощности и стандартного количества часов их использования

32. Расчет безучетного потребления

В целом схож с ранее действовавшим порядком.

Новшества:

А) оговорено, что объем безучетного потребления в отношении населения определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354

Б) установлено, что объем безучетного потребления в отношении приравненных к населению категорий потребителей определяется:

  • исходя из показаний ПУ за аналогичный период предыдущего года с применением повышающего коэффициента 10
  • при отсутствии таких показания – исходя из показаний за ближайший расчетный период с применением повышающего коэффициента 10

В) с даты составления акта до даты замены ПУ объем определяется по замещающей информации

Г) изменен порядок определения значения «T» (количество часов безучетного потребления):

  • установлено, что оно составляет не более 4380 часов (ранее было – не более 8760 часов)
  • количество часов потребления признается равным 24 часа в сутки вне зависимости от фактического режима работы или количества часов использования э/э

33. Порядок расчета объема бездоговорного потребления

Новый порядок схож с ранее действовавшим порядком, приведенным в п. 196 ОПФРР № 442.

Количество часов, в течение которого осуществляется бездоговорное потребление теперь может быть не более 8760 часов (ранее не более 26280 часов).

34. Непригодность ПУ для осуществления расчетов без факта безучетного потребления

Если при проверке не было выявлено безучетное потребление, но при этом установлен факт непригодности ПУ для расчетов или несоответствие ПУ требованиям, то производится перерасчет:

  • для ПУ, присоединенных к интеллектуальной системе учета, - за последние 3 расчетных периода
  • для остальных ПУ период определяется как для безучетного потребления (с даты предыдущей проверки или с даты, не позднее которой она должна быть проведена)

Перерасчет:

  • осуществляется исходя из способов, указанных в п.п. 179-181 для непредоставления показаний ПУ
  • учитывается в период, когда выявлен вышеуказанный факт

Счет на оплату должен содержать расчет объема и стоимости перерасчета.

Если по результатам перерасчета стоимость э/э (услуг) меньше, чем оплатило лицо, превышение учитывается в следующих расчетных периодах.

35. Отношения между застройщиком и ГП по поводу оснащения вновь возводимых МКД приборами учета

МКД, разрешение на строительство которых выдано после 01.01.2021 г., должны быть по окончании строительства оснащены застройщиком ИПУ, коллективными ПУ и иным оборудованием, которое обеспечивает его возможность присоединения к интеллектуальным системам учета электроэнергии.

С 01.01.2021 ИПУ и коллективные ПУ должны быть допущены в эксплуатацию ГП до введения такого МКД в эксплуатацию в соответствии с ОПФРР № 442.

В целях информирования застройщиков ГП размещает на своем сайте:

А) информацию, содержащую технические требования к ПУ, измерительным трансформаторам и иному оборудованию, которые обеспечивают возможность подключения к ИСУ

Б) возможные способы присоединения ПУ к элементам ИСУ

В) не менее 3 вариантов типовых технических решений, определяющих возможность присоединения к ИСУ, одно или несколько из которых должны быть использованы застройщиком

Они должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУ ЭЭ, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890.

Проектная документация, разрешение на строительство которого выдано после 01.01.2021, должна учитывать эти технические требования.

Застройщик вправе:

А) согласовать с ГП выбранные им инженерно-технические решения с ГП. Согласование оформляется протоколом, который учитывается при проверке выполнения застройщиком технических требований

Б) обратиться к ГП за подтверждением соответствия проектной документации техническим требованиям

Согласование или подтверждение осуществляется ГП в течение 10 рабочих дней с момент получения запроса без взимания платы.

После завершения работ застройщик направляет ГП уведомление о необходимости допуска к эксплуатации ПУ.

Допуск к эксплуатации ИПУ в МКД, вводимом в эксплуатацию с 01.01.2021 осуществляется ГП после подписания СО акта об осуществлении тех.присоединения МКД с применением постоянной схемы.

Срок допуска ИПУ – не более 30 дней со дня получения ГП от застройщика уведомления о необходимости допуск.

ГП проверяет соответствие ПУ, параметров устройств, каналов и линий техническим требованиям, проверяет способы присоединения ПУ к элементам ИСУ.

В случае несоответствия ПУ требованиям законодательства ГП в течение 3 рабочих дней со дня выявления замечаний направляет застройщику перечень таких замечаний. Замечания подлежат устранению в течение 10 рабочих дней. Повторный допуск – не позднее 10 рабочих дней после получения ГП от застройщика уведомления об устранении замечаний с указанием информации о принятых мерах по их устранению.

В течение 10 рабочих дней после допуска к эксплуатации всех ИПУ и коллективных ПУ в МКД застройщик составляет и направляет для подписания ГП акт приема-передачи в эксплуатацию ПУ по форме приложения № 6 к ОПФРР № 442. Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней подписывает и возвращает один экземпляр акта застройщику.

Данный акт является документом, необходимым для выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию

До даты перехода права собственности на ПУ к собственникам помещений в МКД ответственность за их сохранность несет застройщик.

Передача застройщиком в эксплуатацию ПУ в МКД гарантирующему поставщику осуществляется без взимания платы.


Микрогенерация

1. Технологическое присоединение объектов микрогенерации к электросетям

А) установлена обязанность сетевой организации независимо от наличия или отсутствия технической возможности заключить договор на тех.присоединение объектов микрогенерации к сетям с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены на уровне напряжения до 1000 В, а также с лицами в случае одновременного присоединения энергопринимающих устройств до 150 кВт включительно с учетом ранее присоединенной мощности.

Б) установлены требования к заявке на тех.присоединение объектов микрогенерации (ОМГ), в том числе одновременно с энергопринимающими устройствами:

  • для юр.лиц, ИП и физ.лиц при присоединении ОМГ присоединения к сетям с уровнем напряжения до 1000 В
  • для юр.лиц, ИП и физ.лиц при присоединении ОМГ и энергопринимающих устройств до 150 кВт присоединения к сетям с уровнем напряжения до 1000 В (они вправе воспользоваться беспроцентной рассрочкой платы за ТП)
  • для юр.лиц и ИП при присоединении ОМГ и энергопринимающих устройств свыше 150 кВт присоединения к сетям с уровнем напряжения до 1000 В

В) Для юр.лиц, ИП и физлиц при присоединении только ОМГ размер платы за ТП не более 550 руб. (при присоединении в муниципальных районах, ГО и городах федерального значения не более одного раза в течение 3 лет).

Для юр.лиц, ИП и физлиц при присоединении только ОМГ, владеющих энергопринимающими устройствами не более 15 кВт, и присоединяющих энергопринимающие устройства до 150 кВт стоимость ТП энергопринимающих устройств и ОМГ не может превышать 1100 руб., если расстояние до сетей в городах и поселках не более 300 м, в сельской местности не более 500 м.

В отношении кооперативов – не более 550 руб. (1100 руб.) на каждого члена.

В отношении СНТ, ДНТ – не более 550 руб. (1100 руб.) на каждый земельный участок.

В отношении ОМГ установлено требование о техническом ограничении выдачи э/э в сеть с максимальной мощностью, не превышающей максимальную мощность энергопринимающих устройство потребителя и составляющей не более 15 кВт.

Установлены формы заявок на техприсоединение ОМГ, а также формы типовых договоров на тех.присоединение.

2. Функционирование на розничном рынке объектов микрогенерации

ГП разрабатывает и размещает на сайте формы договоров купли-продажи э/э, произведенной на ОМГ.

В отношении ОМГ должен быть обеспечен почасовой учет на границе между объектами по производству и энергопринимающими устройствами, позволяющий определять как объем поставки на энергопринимающие устройства, так и выдачу в сети смежного субъекта. ПУ, установленные на границе балансовой принадлежности должны обеспечивать почасовые измерений активной и реактивной энергии в сетях переменного тока в двух направлениях.

Установлен порядок определения объемов покупки и продажи э/э на розничном рынке владельцем ОМГ. Это объемы, на которые по итогам расчетного период (в отношении зоны суток или часа) объем выдачи в сеть больше или меньше объема принятой из сети э/э.

Установлено, что на территориях ценовых и неценовых зон ОРЭМ ГП в обязательном порядке заключает договор с обратившимся к нему владельцем объекта микрогенерации в зоне его деятельности. Установлены существенные условия таких договоров. ГП вправе отказать в заключении договора, если:

  • отсутствуют документы тех.присоединения
  • отсутствует договор на покупку э/э в отношении энергопринимающих устройств, в границах которых расположен ОМГ
  • ОМГ находится вне зоны деятельности ГП
  • объект не является ОМГ

Установлен порядок заключения такого договора, в том числе в процессе тех.присоединения ОМГ.

Стоимость продаваемой по такому договору электроэнергии определяется:

  • в ценовых зонах по средневзвешенной нерегулируемой цене на ОРЭМ, определенной по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и средневзвешенной нерегулируемой цене на мощность на ОРЭМ
  • в неценовых зонах по средневзвешенной регулируемой цене на ОРЭМ по результатам расчета стоимости плановых объемов производства (потребления), средневзвешенной регулируемой цене на мощность на ОРЭМ

Установлено, что ГП в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по оплате потребленной электроэнергии владельцами ОМГ, вправе зачитывать в счет погашения задолженности свои обязательства по оплате по договору на покупку э/э таким владельцем ОМГ.


Генерация, работающая на ВИЭ

С 01.01.2022 г. СО в первую очередь приобретает электроэнергию, произведенную на квалифицированных генерирующих объектах (КГО), если они включены в раздел «Существующие и планируемые к строительству генерирующие объекты, функционирующие на основе использования ВИЭ, в отношении которых продажа электроэнергии (мощности) планируется или осуществляется на розничных рынках» схемы перспективного развития электроэнергетики субъекта РФ.

Порядок включения в такую схему установлен Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 823.

Установлено, что договор купли-продажи в целях компенсации потерь э/э, произведенной на КГО, прекращается в случаях:

  • прекращения квалификации генерирующего объекта (постановление Правительства РФ от 03.06.2008 г. № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ»)
  • исключения генерирующего объекта из указанного раздела Схемы и программы развития электроэнергетики.

Установлен перечень документов, который предоставляет владелец КГО в ТСО для заключения договора в целях компенсации потерь. В данный перечень включена выписка из раздела схемы и программы развития электроэнергетики региона.

Сетевая организация (к сетям которой осуществляется присоединение генерации или в отношении которой в сводном прогнозном балансе определена наибольшая величина потерь) заключает договора на передачу до даты ввода генерирующего объекта в эксплуатацию с лицом, заявка которого была отобрана по итогам отбора проектов, информация о котором включена в указанный раздел Схемы и программы развития электроэнергетики региона. Установлен перечень документов, которые направляет данное лицо в сетевую организацию для заключения договора.

Установлен различный порядок ценообразования по договорам, заключаемым после вступления в силу ППр РФ от 29.08.2020 № 1298:

1) на поставку электроэнергии, произведенной на КГО, впервые включенным в Схему до 01.05.2021 (за исключением КГО, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов, проведенных в соответствии с Правилами разработки схем после 31.12.2020) – по ним цена определяется по тарифу, утвержденному в соответствии с Основами ценообразования № 1178. Также цена определяется по договорам, заключенным до вступления в силу ППр РФ № 1298

2) на поставку электроэнергии, произведенной на КГО, впервые включенных в Схему по результатам проведенных после 31.12.2019 конкурсных отборов проектов – по ним цена определяется исходя из произведения следующих величин:

  • плановая стоимость производства одного мегаватт-часа э/э с учетом возврата инвестиционного капитала, указанная для КГО в Схеме
  • коэффициент, отражающий выполнение целевого показателя степени локализации на территории РФ производства генерирующего оборудования, применяемого при производстве э/э с использованием ВИЭ (1; 0,35; 0,45)


Агрегаторы управления спросом

1. Вводная информация

Основной документ – «Концепция функционирования агрегаторов распределенных энергетических ресурсов в составе Единой энергетической системы России. Агрегаторы управления спросом на электроэнергию». Разработан АО «СО ЕЭС». Размещен по ссылке.

По этой же ссылке можно найти иные полезные материалы, касающиеся управления спросом, в том числе презентация АО «СО ЕЭС» «Управление спросом на электроэнергию в России. Текущее состояние и перспективы».

2. Концепция управления спросом

В основе идеи создания агрегаторов спроса лежит идея управления спросом. На традиционных рынках электроэнергии объем потребления практически не зависит от цен на рынке (неэластичность спроса). В таких условиях активной стороной, определяющей цены на электроэнергию, являются производители.

Однако, потребитель в ответ на изменения рыночных условий (например, при повышении цены в определенные часы) может целенаправленно снижать нагрузку. Эта способность регулировать спрос в свою очередь может влиять на цены на электроэнергию.

В настоящий момент технологии (средства телекоммуникации, системы автоматизации и автоматики) делают возможным потребителям более интенсивно использовать эту способность регулировать потребление в зависимости от определенных условий.

В связи с этим более широкое распространение получила концепция управления спросом (demand response).

Концепция предполагает повышение эластичности спроса путем целенаправленного воздействия на энергетическое оборудование потребителей при возникновении соответствующих экономических или технологических условий.

Основные цели управления спросом:

А) снижение цен на рынке электроэнергии путем:

  • уменьшения пиковой нагрузки в энергосистеме
  • предотвращения избыточного капиталоемкого строительства электростанций и электрических сетей

Б) оптимизация управления энергосистемой

В) интеграция возобновляемых источников энергии

3. Агрегаторы управления спросом

Крупные оптовые потребители уже используют потенциал гибкости своего потребления для оптимизации затрат. Но таких потребителей немного.

Основной потенциал управления спросом сосредоточен у розничных потребителей. Однако здесь существует ряд проблем:

  • мощность оборудования каждого из розничных потребителей сама по себе мала для того, чтобы ее разгрузка в индивидуальном порядке как-то отражалась на работе энергосистеме или на процессе формирования цен
  • непосредственное взаимодействие некрупных потребителей и инфраструктурных организаций для координации работы нецелесообразно и слишком затратно
  • правила работы ОРЭМ слишком сложны для розничного потребителя
  • розничные потребители часто не знают об имеющихся у них возможностях по снижению нагрузки и о современных технологиях, позволяющих управлять спросом
  • отсутствуют механизмы трансляции экономического эффекта от изменения потребления, обратно потребителю.

Решение этих проблем – создание специализированных субъектов, а именно «агрегаторов управления спросом» (посредников между потребителями и инфраструктурными организациями).

Агрегатор нагрузки заключает с потребителями розничного рынка договоры оказания услуг по изменению нагрузки их оборудования на заданную величину, определенное договором количество раз по выдаваемому заранее уведомлению.

Агрегатор осуществляет:

  • прием сигналов на изменение потребления от инфраструктурных организаций
  • распределяет необходимый объем разгрузки между потребителями

Агрегатор получает на рынке электроэнергии и мощности (или системных услуг) оплату за снижение потребления электроэнергии. Потребитель получает оплату услуг по изменению потребления от агрегатора.

4. Создание агрегаторов управление спроса в России

Создание агрегаторов нагрузки на оптовом рынке электроэнергии и мощности в России предлагается проводить в два этапа.

На первом этапе проводятся пилотные проекты.

Агрегаторов работает в рамках оказания услуг по обеспечению системной надежности, заказчиком которых является системный оператор.

Учет экономического эффекта от разгрузки потребителей в оптовом рынке обеспечивается информационным взаимодействием системного и коммерческого операторов.

Работа в пилотном позволяет минимизировать объем необходимых изменений в нормативную документацию.

Пилотный режим действует в течение 2019-2020 г.

На втором этапе предполагается непосредственное участие агрегаторов нагрузки в работе оптового рынка.

Для этого за время проведения пилотных проектов должны быть проработаны вопросы и разработана нормативная документация, обеспечивающая участие агрегаторов нагрузки в работе на ОРЭМ.

Постановление Правительства РФ от 20.03.2019 № 287 принято с целью реализации первого этапа.

5. Порядок конкурентного отбора услуг

Договоры на управление спросом заключаются с СО ЕЭС по результатам конкурентного отбора, который проводится не реже 1 раза в 6 месяцев.

Заявки для участия в конкурентном отборе могут подавать:

  • субъекты электроэнергетики
  • потребители электроэнергии

Заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие субъекта электроэнергетики и (или) потребителя электрической энергии:

  • требованиям, предъявляемым к участникам конкурентного отбора
  • ценовой заявки

Для оказания услуг по управлению спросом заявка подается в отношении энергопринимающих устройств потребителей розничного рынка, с которыми заявитель заключает договор оказания услуг по изменению нагрузки.

СО ЕЭС:

  • допускает заявки к участию в отборе в течение 14 дней
  • проводит отбор и публикует протокол о составе субъектов, оказывающих услуги (10 дней)

6. Исполнение договора оказания услуг по управлению спросом

СО ЕЭС не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным, публикует информацию об исполнении (неисполнении) агрегаторами обязательств по договорам оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию в отчетном периоде на своем официальном сайте в сети Интернет.

7. Информация о последнем отборе агрегатором на розничном рынке

Информация об итогах отбора и работы агрегаторов размещается на сайте СО ЕЭС.

Пресс-релиз об итогах отбора на 2 квартал 2021 г. размещен по ссылке.

Заявки были поданы 53 компаниями в отношении 345 объектов управления.

По итогам процедуры отобраны заявки 38 участников в отношении 239 объектов агрегированного управления.
Предельный объем услуг по управлению спросом на электрическую энергию на 2021 год составляет 1 % спроса на мощность в соответствующей ценовой зоне оптового рынка электроэнергии:

  • для первой ценовой зоны оптового рынка – 1442,13 МВт
  • для второй ценовой зоны оптового рынка – 423,88 МВт

Всего поданный плановый объем снижения потребления для первой ценовой зоны оптового рынка составил 832,30 МВт, для второй ценовой зоны оптового рынка – 140,59 МВт, отобранный – 640,80 МВт для первой ценовой зоны, 96,56 МВт – для второй ценовой зоны оптового рынка.

Критерием конкурентного отбора является минимизация общей стоимости совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, определяемого по итогам отбора.

По итогам конкурентного отбора средневзвешенная цена оказания услуг в первой ценовой зоне составила 255 407,48 руб./МВт в месяц, во второй ценовой зоне – 498 281,18 руб./МВт в месяц.


Активные энергетические комплексы

1. Вводная информация

АЭК – функционирующий в составе ЕЭС объект по производству электроэнергии и энергопринимающие устройства промышленных предприятий, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), в отношении которых выполняются следующие условия:

  • только один из объектов АЭК имеет точку присоединения к сетям ТСО (это объект по производству или энергопринимающие устройства, соединенное с объектом по производству через сети, не принадлежащие ТСО)
  • все объекты АЭК имеют между собой электрические связи через сети, не принадлежащие ТСО
  • регулирование производства и потребления объектами АЭК осуществляется с помощью управляемого интеллектуального соединения

Управляемое интеллектуальное соединение предназначена для:

  • поддержания параметров перетока в пределах величины разрешенной мощности АЭК, величины разрешенной мощности объектов АЭК
  • для балансирования процессов производства и потребления электрической энергии, в том числе дистанционного ограничения режима потребления электрической энергии

Объект по производству должен быть с установленной мощностью менее 25 МВт и в отношении него не должна быть зарегистрирована ГТП на ОРЭМ.

В состав АЭК не должны входить потребители, относящиеся к населению или приравненные к нему категории потребителей.

Разрешенная мощность объектов АЭК – предельная величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами АЭК в пределах которой ТСО принимает на себя обязательство обеспечить передачу электроэнергии.

Разрешенная мощность АЭК – величина мощности, в пределах которой субъекты АЭК вправе использовать мощности сети ТСО, определяемая как сумма разрешенных мощностей объектов АЭК.

2. Участие в пилотном проекте

Субъект АЭК подает заявку в СО ЕЭС. Организация рассмотрения и согласования заявок, а также ведение реестра АЭК находится в ведении СО ЕЭС.

В течение 1 месяца со дня начала реализации пилотного проекта формируется комиссия по рассмотрению заявок субъектов АЭК.

Состав комиссии: по одному представителю от Минэнерго, ФАС, СО ЕЭС, НП СР, инфраструктурного центра «Энерджинет».

Заявка рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня получения. СО ЕЭС направляет заявителю решение об отборе заявки либо мотивированный отказ.

После получения решения об отборе заявки заявитель в течение 3 месяцев проводит модернизацию и организует ввод в эксплуатацию УИС АЭК.

Допуск в эксплуатацию проводится с участием субъектов АЭК и ТСО и завершается подписанием акта допуска в эксплуатацию, копия которого направляется в адрес СО ЕЭС.

СО ЕЭС в течение 5 рабочих дней после получения актов допуска в эксплуатацию интеллектуального соединения всех объектов АЭК включает такой АЭК в реестр и уведомляет об этом АЭК, ТСО и ГП.

Если СО ЕЭС не получил акты в отношении АЭК в течение 3 месяцев, то заявка аннулируется.

Реестр и изменения в него публикуются в сети Интернет.

Если АЭК перестает соответствовать вышеуказанным требованиям, он исключается из реестра.

3. Выбор варианта оплаты услуг по передаче

Оплата за услуги по передаче субъектами АЭК производится по двухставочному тарифу с учетом одного из следующих вариантов оплаты по ставке на содержание сетей:

  • данная ставка применяется к объему, равному минимальной из следующих величин:

- объему услуг по передаче, подлежащей оплате по ставке на содержание сетей в соответствии с ПНД № 861

- величине разрешенной мощности объекта АЭК, которая не может быть меньше величины максимальной мощности такого объекта, установленной на дату подачи заявки

  • данная ставка применяется только к части объемов электроэнергии, не обеспеченных выработкой объектом по производству АЭК

Субъекты АЭК предоставляют результаты расчета объема указанных услуг ТСО и ГП.

При выборе варианта оплаты величина разрешенной мощности АЭК не может превышать сумму максимальных мощностей объектов АЭК с учетом нормативных потерь в сетях АЭК и максимальных мощностей вновь вводимых в эксплуатацию объектов АЭК.

Обязательства ГП и ТСО определяются в пределах величины разрешенной мощности объекта АЭК.

Дополнительными существенными условиями договора между СО, ГП и субъектом АЭК являются:

  • величина разрешенной мощности объекта АЭК с распределением указанной величины по каждой точке поставки
  • величина разрешенной мощности АЭК
  • порядок расчета объема услуг по передаче электрической энергии за расчетный период, оказанных сетевой организацией, выбранный субъектом АЭК
  • согласие потребителя услуг ТСО на прекращение подачи электрической энергии (мощности) в отношении принадлежащих ему объектов АЭК в случае превышения величины разрешенной мощности АЭК

Техническое ограничение в пределах величины разрешенной мощности осуществляется посредством УИС АЭК

Прием заявок прекращается:

  • по истечение 2 лет со дня реализации пилотного проекта
  • если сумма генерирующих мощностей электростанций АЭК превышает 250 МВт (при этом не более 125 МВт должны быть выбраны по одному варианту оплаты, а 125 МВт – по другому варианту оплаты).


Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Законом № 170-ФЗ предусмотрены следующие изменения в Закон об электроэнергетике.

1) Исключена статья о лицензировании энергосбытовой деятельности

2) Правительство РФ или уполномоченный орган наделяется правом издавать нормативно-правовые акты, предусматривающие для субъектов электроэнергетики в рамках технологических и экономических отношений в сфере электроэнергетики получение разрешений в форме:

  • согласования (включая согласование соответствующих решений, действий или документов с организациями технологической или коммерческой инфраструктуры или получение разрешений таких организаций на их осуществление)
  • аттестации
  • в иных формах, определенных Правительством РФ

3) Вводится мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики

Это система постоянного сбора, обработки и анализа информации о деятельности субъектов электроэнергетики и о принадлежащих им объектах электроэнергетики, характеризующей степень риска нарушения работы таких субъектов и объектов.

Цель мониторинга: формирование и реализация государственной политики в области обеспечения надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, своевременное выявление, оценка и прогнозирование невыполнения субъектами электроэнергетики требований и условий для надежного функционирования электроэнергетики.

Результаты мониторинга учитываются при:

  • инвестиционном планировании
  • отнесении субъектов к ТСО
  • оценке риска причинения ущерба охраняемым законом ценностям
  • оценке готовности субъектов к работе в отопительный сезон

Правила и критерии мониторинга устанавливаются Правительством РФ, методика проведения оценки риска нарушения работы субъектов электроэнергетики определяется Минэнерго.

4) Вводится федеральный государственный энергетический надзор

Предметом надзора являются соблюдение субъектами электроэнергии и потребителями, за исключением бытовых, с максимальной мощностью до 150 кВт и с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику питания, обязательных требований к:

  • обеспечению надежности электроэнергетических систем
  • безопасному ведению работ на объектах электроэнергетике, установленных правилами охраны труда
  • в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • использования земельных участков в границах охранных зон
  • соблюдение изготовителем, исполнителем продавцом требований, подлежащих применению до дня вступления в силу тех.регламентов в соответствии с Законом о тех.регулированиия № 184-ФЗ

Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре утверждается Правительством РФ.

При осуществлении надзора проводятся следующие мероприятия:

  • информирование
  • обобщение правоприменительной практики
  • объявление предостережения

При осуществлении надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

  • выездная проверка
  • документарная проверка

5) Вводится государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, осуществляемым посредством:

  • федерального государственного контроля (надзора) над ценами, устанавливаемыми на уровне федеральных органов
  • регионального государственного контроля (надзора) над ценами, устанавливаемыми на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ

Контролируется достоверность, экономическая обоснованность расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен.

6) Введена статья «Обеспечение готовности к работе в сфере электроэнергетики»

Субъекты электроэнергетики, соответствующие установленным Правительством РФ критериям, обязаны обеспечивать готовность к работе в сфере электроэнергетики, в том числе в отопительный сезон, путем достижения значений показателей риска нарушения их работы в сфере электроэнергетики, определенных Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В случаях, установленных Правительством РФ, Минэнерго осуществляет оценку готовности субъектов электроэнергетики к работе.

Оценка осуществляется на основании результатов мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.