Как не допустить злоупотреблений при контроле приборов учета

Андрей Светличный

Учитывая диспозитивную основу безучётного потребления электрической энергии и тяжесть негативных экономических последствий, которые наступают для потребителя в связи с выявлением факта безучётного потребления, у сетевых и энергосбытовых организаций нередко возникает соблазн злоупотребления при установлении факта безучётного потребления, в том числе путем искажения доказательств данного обстоятельства.

Намерения профессиональных участников рынка при реализации принадлежащих им прав очевидны – обогатиться под видом примененной ответственности. Сложные и часто противоречивые конструкции норм отраслевого (энергетического) права способствуют этому.

В статье затронуты вопросы: на какие изощрения идут профессиональные участники рынка, чтобы установить факт безучётного потребления; насколько диспозитивна основа безучётного потребления; можно ли договориться о пределах ответственности за безучётное потребление.

Контроль в отношении приборов учета. Проверка или поверка

Сетевая организация (далее – СО) осуществляет контроль в отношении приборов учета (далее – ПУ) в форме проверки ПУ (в плановом и внеплановом порядке), которая включают в себя ограниченный перечень действий[1]:

  • визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения ПУ),
  • проверку соответствия и состояния ПУ, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений,
  • снятие показаний ПУ,
  • инструментальная проверка, которая подразумевает процесс оценки работоспособности ПУ (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Результаты проверки фиксируются в акте обследования узла учета электроэнергии, а при установлении обстоятельств вмешательства в работу ПУ (при визуальном осмотре, либо при помощи токоизмерительных приборов) оформляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии.

Указанные акты должны содержать сведения о нарушении пломб на узле учёта, либо сведения об иных следах вмешательства в работу ПУ. Обстоятельств вмешательства в работу ПУ может подтвердить экспертиза ПУ на предмет внешнего вмешательства, либо поверка средства измерения (ПУ).

В целях подтверждения соответствия метрологическим требованиям средств измерений законодательством Российской Федерации предусмотрена строго регламентированная совокупность операций, называемая поверка[2].

Действующее законодательство не предусматривает возможности проведения иных процедур и операций, кроме как поверка, в отношении средств измерений в целях подтверждения их соответствия метрологическим требованиям.

Таким образом, только проведя поверку средств измерений, соблюдая все требования законодательства РФ касательно самой процедуры поверки, можно прийти к выводу о соответствии или несоответствии средств измерений метрологическим требованиям.

Необходимо помнить, что проводимая в порядке пп. 170—172 Правил №442[3] проверка СО расчетных ПУ не предусматривает вышеуказанную совокупность операций, проводимую в целях подтверждения соответствия метрологическим требованиям средств измерений.

Не допустить злоупотребления

Ниже будут рассмотрены случаи самых частых злоупотреблений со стороны СО в процессе проверки ПУ, направленных на установление факта безучётного потребления.

После оформления акта о неучтенном потреблении электроэнергии СО часто предлагает услуги абоненту по поверке спорных ПУ на основе договора оказания услуг по поверке и обслуживанию ПУ. СО обязуется передать заказчику (абоненту) поверенные ПУ, свидетельства о поверке/извещение о непригодности.

В действительности, СО не проводит поверку спорных ПУ. Ни свидетельство о поверке, ни извещение о непригодности ПУ заказчику (абоненту) не выдается.

По результатам оказания услуг СО, как правило, выдает заказчику справку, составленную лабораторией, которой могут быть установлены в процессе визуального осмотра повреждения наклейки на ПУ, неотчетливый оттиск пломбы ОТК клейма, а при внутреннем осмотре обнаружено несанкционированное изменение в электрической схеме.

При этом данная справка используется в качестве средства доказывания и (в отсутствие опровержения) ложится в основу судебного акта. Необходимо каждый раз ставить под сомнение заключение лаборатории СО и именно поэтому повторно обращаться в независимую организацию с целью проведения поверки спорных ПУ, по результатам исследования в которой спорные ПУ часто признаются пригодными к применению.

В результате, утверждения СО и энергосбытовой организации о несоответствии метрологическим требованиям спорных средств измерений будут являться голословными, а доказательства, представленные в подтверждение данных утверждений, недопустимыми.

Пороки справки, содержащие выводы СО касательно спорного ПУ, заключаются в несоответствии документа по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, влекущее неполноту и недостоверность содержащейся в нем информации.

К примеру:

  • представленные справки не являются извещением о непригодности к применению средства измерений,
  • в справках отсутствует регистрационный номер документов,
  • отсутствует наименование типа, модификация, регистрационный номер поверяемого средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (что было представлено на поверку?),
  • отсутствует информация о применимой методике поверки спорных средств измерений (каким образом осуществлялась поверка?),
  • отсутствует информация об аттестованном поверителе, который провел поверку, а также отсутствует знак поверки в виде оттиска клейма аттестованного поверителя (кто проводил поверку?),
  • отсутствует дата проведения поверки (когда проводилась поверка?); дата справки не подразумевает дату проведения поверки,
  • отсутствует информация об основных технических характеристиках поверочной установки (эталоне): тип, N, свидетельство о поверке установки; эталонный счетчик и др. (на каком оборудовании проводилась поверка?),
  • специалист лаборатории может прийти к выводу о несоответствии спорных ПУ (о чем будет отметка в справке) с помощью программного обеспечения, не предназначенного для поверки и/или диагностики средств измерений,
  • специалист лаборатории при установлении несоответствия спорных ПУ может выборочно руководствоваться требованиями действующего законодательства о поверке.

Кроме того, такая поверка спорных ПУ может проводиться лабораторией, адрес которой не соответствует адресу, указанному в аттестате аккредитации, что будет свидетельствовать о том, что лаборатория СО не уполномочена оказывать услуги по поверке средств измерений. Адрес лаборатории СО можно проверить в реестре федеральной службы по аккредитации (реестр аккредитованных организаций).

Таким образом, о неполноте и необъективности проведенного исследования свидетельствуют обстоятельства умышленного игнорирования СО требований действующего законодательства к квалификации поверителей, условиям, порядку подготовки и проведения поверки, порядку оформления результатов поверки, требований к операциям поверки.

Внутренний осмотр как способ контроля средства измерения

Отдельного внимания заслуживает такой способ контроля средства измерения, как внутренний осмотр, осуществляемый СО при проверке ПУ.

В действительности, при осуществлении поверки и/или проверки средств измерений внутренний осмотр ПУ не предусмотрен, поскольку такая процедура и может свидетельствовать о прямом вмешательстве в деятельность ПУ.

Как указано выше, такие формы контроля как проверка и поверка включают в себя ограниченный перечень действий и исключают внутренний осмотр средств измерений.

Более того, как правило, возможность внутреннего осмотра не предусмотрена и договором оказания услуг по поверке и обслуживанию ПУ, который предлагает к заключению СО.

Следовательно, СО не уполномочена ни при каких обстоятельствах осуществлять внутренний осмотр (разбор) представленных на поверку/проверку средств измерений.

Обстоятельство самовольного вскрытия ПУ (независимо от целей) является прямым нарушением норм действующего законодательства и условий договора об обеспечении сохранности спорных ПУ, что и может свидетельствовать о вмешательстве в работу спорных ПУ именно со стороны СО, а не со стороны абонента.

В результате, вменяемое абоненту правонарушение, именуемое безучетное потребление электроэнергии, будет являться недоказанным в отсутствие поверки спорных ПУ и при наличии обстоятельства вмешательства в деятельность спорных ПУ со стороны СО (внутреннего осмотра).

Возможно ли разумно определить объем безучетного потребления?

Независимо от вышеизложенных обстоятельств потребителю нужно исходить из того, что п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса РФ[1] предусматривает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения обязанность возместить причиненный этим реальный ущерб нарушившей стороной, тогда как расчетный способ определения количества потребленной электроэнергии, как мера ответственности, не носит компенсационный характер, а является способом обогащения для энергосбытовой организации. Объем электроэнергии, определенный расчётным путем, обычно физически не может быть потреблен.

В последнее время суды исходят из того, что применение норм права не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны обязательства за счет другой, даже если формальное содержание нормы при ее грамматическом толковании ведет к такому результату.

При взыскании безучетного потребления электроэнергии должен быть произведен не расчет, а возмещение (или компенсация) стоимости. Достоверность расчета нужно определять математическими, экономическими и техническими факторами.

Если рассматривать безучетное потребление через призму кондикции, расчетный способ не может быть безальтернативным, если есть более точные методы определения объема.

Существует достаточно способов определить объем безучетного потребления с разумной степенью точности, а именно:

  • поскольку у СО, в том числе, есть данные о поступлении электроэнергии в их сети и о ее полезном отпуске, то можно выявить неучтенный объем путем вычитания,
  • неучтенный объем электроэнергии возможно определить исходя из аналитики потребления абонентом электроэнергии в аналогичный (спорному периоду) период предшествующего года,
  • взять за основу расчета можно установленный СО коэффициент погрешности спорных ПУ (по результатам проверки) за период со дня последней проверки ПУ до даты установления факта неисправности ПУ,
  • возможно произвести расчет электроэнергии по замеренной мощности энергопринимающих устройств абонента, указанной в акте обследования спорных ПУ.

СНОСКИ

[1] П. 170 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") / "Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 3008.

[2] Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" / "Собрание законодательства РФ", 30.06.2008, N 26, ст. 3021; Постановление Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии" / "Собрание законодательства РФ", 26.04.2010, N 17, ст. 2099; Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2020 N 61033) / Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.11.2020.

[3] Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" ((вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") / "Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 3008.

[4] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ / "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301, "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.