Вывод тепловой сети из эксплуатации – серьезная задача, некорректное решение которой может быть сопряжено с ощутимыми правовыми рисками для её владельца. Поэтому крайне важно учитывать существующие нормативные требования, предъявляемые к процедуре вывода сетей из эксплуатации, а также возможные юридические последствия, связанные с их несоблюдением.
Правовое регулирование
Порядок вывода тепловых сетей из эксплуатации урегулирован нормами ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), а также Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889.
Согласно ч. 1, 4 ст. 21 ФЗ № 190:
- в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы тепловых сетей обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений, городских округов (а в некоторых случаях – с потребителями) вывод сетей из эксплуатации;
- собственники или иные законные владельцы тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
При этом необходимо учитывать, что в силу ч. 8 ст. 21 ФЗ № 190 вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Справка
В силу ч. 1 ст. 23.12 ФЗ № 190 норма ч. 8 ст. 21 не применяется к отношениям, связанным с выводом тепловых сетей из эксплуатации в ценовых зонах теплоснабжения.
По ряду причин получение такого согласования продавцом зачастую оказывается крайне затруднительным.
Риски нарушения закона
Невыполнение требования о согласовании вывода тепловых сетей из эксплуатации с потребителями (с последующим фактическим выводом сетей из эксплуатации) может быть связано для владельца сетей с серьезными правовыми последствиями.
К таковым можно, в частности, отнести:
1. Признание ограничения/прекращения теплоснабжения потребителей (наступившего в результате вывода сетей из эксплуатации) в качестве «отключения от источников жизнеобеспечения» и, как следствие, привлечение должностных лиц, а равно лиц, выполняющих управленческие функции в организации, владеющей сетями, к уголовной ответственности (ст. 215.1 Уголовного кодекса РФ)
Статья 215.1. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения
1. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Справка
Содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14 положения относят тепловую энергию к источникам жизнеобеспечения, в связи с чем ст. 215.1 УК РФ может быть распространена на случаи ограничения/прекращения теплоснабжения.
2. Признание ограничения/прекращения теплоснабжения потребителей (наступившего в результате вывода сетей из эксплуатации) в качестве злоупотребления доминирующим положением и, как следствие, привлечение к административной ответственности (ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях)
Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
2. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
3. Взыскание потребителями с владельца сетей убытков, причиненных ограничением/прекращением теплоснабжения потребителей, наступившем в результате вывода сетей из эксплуатации (ч. 9 ст. 21 ФЗ № 190).
Ч. 9 ст. 21 ФЗ № 190.
Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения.
Заключение
Таким образом, владельцам теплосетевого имущества следует учитывать достаточно жесткое правовое регулирование процесса вывода сетей из эксплуатации, а также связанную с этим гипотетическую ситуацию, при которой они в принципе не смогут вывести из эксплуатации тепловую сеть (по причине отказа потребителей в согласовании вывода сети из эксплуатации).
Важно также понимать, что указанная ситуация вполне возможна как в условиях нерентабельности владения тепловой сетью, так и в случае её аварийного состояния. Аварийное же состояние сети, в свою очередь, формирует на стороне владельца самостоятельные правовые и экономические проблемы, связанные со сложностью обеспечения качества реализуемой (передаваемой) энергии, а также с необходимостью существенных вложений в ремонт сети.
При возникновении такой ситуации владельцам сетевого имущества следует искать решение обозначенных проблем в плоскости ценообразования на товары или услуги, реализуемые при помощи принадлежащих им сетей.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.