Эксперты портала consultant.zhane.ru провели экспресс-анализ законодательства на предмет наличия правовых оснований для учета энтальпии* воды при определении объемов теплопотребления.
*В настоящем материале под энтальпией понимается теплосодержание холодной воды.
Несмотря на высокую актуальность, вопрос учета энтальпии холодной воды при определении объемов теплопотребления четко не урегулирован.
НОРМАТИВНАЯ "ОБВЯЗКА"
Из пункта 1 статьи 544 ГК РФ следует, что оплата энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии.
При этом в силу положений Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (части 1-3 статьи 19) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета.
Осуществление же коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
- отсутствие в точках учета приборов учета;
- неисправность приборов учета;
- нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом по смыслу приведенных законодательных норм фактическое теплопотребление может определяться либо посредством приборов учета, либо (при их отсутствии) расчетным путем. Соответственно, расчетный способ – всегда альтернатива приборному учету.
Вместе с тем в силу пункта 112 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034), в случае если для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета требуется измерение температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, допускается введение указанной температуры в вычислитель в виде константы с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды.
Кроме того в соответствии с п. 9 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (далее – Методика № 99/пр), при расчете количества тепловой энергии с использованием значений энтальпии холодной воды (кроме источников тепловой энергии) допускается принимать = 0 ккал/кг в соответствии с пунктом 112 Правил № 1034 с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды.
Таким образом мы видим, что несмотря на достаточно четкие ориентиры, определенные законодательными нормами, положения Правил № 1034 и Методики № 99/пр все же допускают ситуацию, при которой некая расчетная методика (предполагающая «ручной» учет энтальпии холодной воды при определении теплопотребления) может быть применена и в условиях приборного учета.
Но все же здесь необходимо уточнить, что нормы Правил № 1034 и Методики № 99/пр очевидно свидетельствуют лишь о возможности и допустимости (но не об обязательности) учета энтальпии холодной воды в условиях приборного учета объемов теплопотребления. При этом в указанных нормах не уточняется, в каких конкретно случаях это возможно (или допустимо).
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Существующее положение дел провоцирует правовую неопределенность, что находит свое отражение в правоприменении.
Так, имеет место практика, в рамках которой суды восприняли вышеприведенные нормы Правил № 1034 в качестве основания для учета энтальпии холодной воды в том числе и в условиях приборного определения объемов теплопотребления (см., например, постановление АС Волго-Вятского округа от 20.11.2018 № А11-11361/2017).
Существует и диаметрально противоположная практика, констатирующая отсутствие оснований для проведения корректировок данных приборного учета на энтальпию (см., например, постановление АС Уральского округа от 13.12.2018 № А60-58856/2017).
Несмотря на то, что Правила № 1034 (которые косвенным образом могли бы свидетельствовать о необходимости учета энтальпии холодной воды при определении объемов теплопотребления) в принципе не распространяют свое действие на сферы ресурсоснабжения и предоставления коммунальных услуг, проблема их применения экстраполировалась и на эти области (см., например, постановление АС Уральского округа от 16.07.2018 № А60-44693/2017, постановление АС Поволжского округа от 25.08.2015 № А57-12161/2014).
РИСКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Несмотря на отсутствие в законодательстве четко сформулированной обязанности по учету энтальпии, вышеуказанная неопределенность создает напряженность в отношениях теплоснабжения и формирует на стороне теплоснабжающих организаций значительные правовые риски. Эти риски связанны с возможным расширительным толкованием надзорными органами и судами положений Правил № 1034 и Методики № 99/пр, констатацией обязательности учета энтальпии холодной воды при определении объемов теплопотребления и, как следствие, признанием теплоснабжающих организаций нарушающими установленные правила учета энергии.
Все это свидетельствует о необходимости скорейшего:
- методологического вмешательства профильных регуляторов (Минэнерго России, Минстрой России) и издания ими разъяснений действующих норм,
- уточнения (либо исключения) вышеупомянутых положений Правил № 1034 и Методики № 99/пр.
До этого момента участникам отношений теплоснабжения следует учитывать существующую неопределенность, связанные с ней риски и внимательно следить за развитием правоприменительной практики, корректируя при этом свое поведение на рынке сообразно происходящим изменениям.
Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.