Понятие и правовая природа технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения

Понятие и правовая природа технических условий подключения к сетям

Марат Хамидуллин

начальник юридического отдела филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети, аспирант кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского федерального университета (г. Казань), Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Автор рассматривает преддоговорные отношения сторон договора технологического присоединения, связанные с предоставлением заинтересованному лицу технических условий подключения. На основе существующих в доктрине взглядов на односторонние сделки автор отмечает, что технические условия имеют общие черты с односторонне управомочивающими сделками. В то же время техническим условиям присущи признаки, сближающие их с публичными договорами. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что выдача технических условий подключения представляет собой публичную одностороннюю сделку и предлагает собственное определение рассматриваемого документа.


Подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях осуществления их энергоснабжения опосредуется договорами технологического присоединения.

Правоотношения, складывающие в процессе технологического присоединения, имеют комплексное правовое регулирование, включающее нормы гражданского, земельного, градостроительного, энергетического законодательств. Специфика договора проявляется на всех этап развития договорных отношений сторон (заявителя и исполнителя). В связи с выделением в законодательстве преддоговорной стадии обладает определенными особенностями и заключение указанного договора.

До заключения договора технологического присоединения правообладатель земельного участка вправе обратиться в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (далее – энергоснабжающая, сетевая организация), с заявкой на предоставление технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации1 (далее – ГрК РФ) выдаваемые технические условия подключения должны предусматривать максимальную нагрузку, сроки технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение.

При этом срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за подключение устанавливается сетевыми организациями не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет. Обязательства сетевой организации, предоставившей технические условия прекращаются в случае, если в течение одного года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в течение трех лет с момента предоставления указанных технических условий заявителем не будет определена необходимая для подключения нагрузка и не будет подана заявка на заключение договора технологического присоединения.

Предоставление технических условий на преддоговорной стадии отношений по технологическому присоединению осуществляется при обращении заинтересованного лица с целью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения практически всех видов ресурсов (тепла, газа воды)2, за исключением технологического присоединения к электрическим сетям. Порядок подключения к электрическим сетям устанавливается законодательством об электроэнергетике, в соответствии с которым технические условия являются неотъемлемой частью договора технологического присоединения3.

В силу ч. 10 ст. 48 ГрК РФ особенности предоставления технических условий, включая требования к заявке на их выдачу, устанавливаются применительно к каждому виду ресурсоснабжения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

Выдача технических условий осуществляется без взимания платы.

Предоставление технических условий обусловлено потребностью определения объема ресурса, необходимого для энергоснабжения объекта капитального строительства (здания, жилого дома, иного строения). Непосредственному строительству объекта предшествуют проектные и изыскательские работы. Современные требования к проектированию зданий предусматривают обязательный учет количества ресурсов, необходимых для его энергоснабжения (воды, тепла, водоотведения и др.). Для расчета объема энергии, необходимой для потребления, проектировщику требуется информация о нагрузке объекта, т.е. о количестве ресурса, который способна поставить энергоснабжающая организация за единицу времени на объект для обеспечения его энергоснабжения. Для этого заинтересованные лица обращаются за выдачей технических условий.

Следует отметить, что в законодательстве отсутствует определение технических условий подключения.

Попытки вывести определение технических условий предпринимаются в литературе. Так, например, П.С. Долгопалов определяет данный документ путем перечисления содержащихся в нем сведений: «под техническими условиями на присоединение понимается документация, содержащая указание на возможность подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также максимальную нагрузку, сроки и стоимость подключения, предоставляемая организациями, осуществляющими эксплуатацию указанных сетей»4.

Большой теоретический и практический интерес представляет вопрос о правовой природе технических условий подключения.

Так, например, С.А. Свирков считает, что выдача технических условий является предпосылкой, которая делает договор о подключении обязательным к заключению для сетевой организации. Поэтому выдача технических условий, по его мнению, должна рассматриваться как формализованная преддоговорная стадия заключения договора, а сами технические условия – как требования, которые предъявляет сетевая организация к потребителю, при выполнении которых будет получен акцепт на оферту потребителя по заключению договора5.

Как составную часть разрешительно-строительной документации технические условия рассматривает О.Г. Ершов. Он отмечает, что отношения по предоставлению технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям по своей природе являются организационными или обеспечивающими процесс строительства. Назначение этих отношений заключается в том, что после выдачи технических условий создаются условия для застройщиков в осуществлении строительства6.

Соглашаясь с вышеприведенными точками зрения, вместе с тем, следует отметить, что данные авторы описывают лишь внешние аспекты технических условий, не раскрывая их внутреннюю сущность.

Из содержания ч. 7 ст. 48 ГрК РФ следует, что у сетевой организации перед заявителем возникает определенное обязательство, которое прекращается в случае, если в течение установленного срока заявителем не будет определена необходимая для подключения нагрузка и не будет подана заявка на заключении договора технологического присоединения. В связи с возникновением у сетевой организации обязательства из технических условий, представляется, что правовую природу рассматриваемого документа следует искать в сфере гражданско-правового регулирования.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации7 (далее – ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения и иных юридических фактов, указанных в названном Кодексе.

Из всех сведений, содержащихся в технических условиях, определяющее значение для квалификации рассматриваемого документа имеет указание максимальной нагрузки подключаемого объекта капитального строительства. Информация о сроках технологического присоединения и сроке действия технических условий урегулирована императивно в соответствующих нормативных правовых актах, регламентирующих технологическое присоединение8. Плата за подключение является тарифом – регулируемой государством ценой – и устанавливается компетентными государственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Сетевая организация не может оказывать влияние на ее размер и поэтому указывает в технических условиях утвержденный органом регулирования тариф. Все указанные сведения заинтересованное лицо может получить из иных источников информации и без обращения за выдачей технических условий.

Единственным основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие резерва мощности на энергопроизводящей установке и сетях ресурсоснабжения, что приводит к отсутствию технической возможности подключения9. Величина мощности складывается из совокупности нагрузок объектов капитального строительства потребителей, подключенных к сетям, а также объектов потенциально возможных к присоединению, которые и образуют резерв мощности10.

Таким образом, только информация о максимальной мощности является теми сведениями, указание которых в технических условиях в полной мере зависит от энергоснабжающей организации.

Выдача технических условий подключения осуществляется для предоставления заинтересованному лицу свободной мощности, т.е. объема ресурса, который сетевая организация потенциально способна выработать и поставить на энергопотребляющую установку. Обращаясь за техническими условиями, заявитель преследует цель предоставления ему сетевой организацией гарантии сохранения (резерва) за ним нагрузки (части свободной мощности) до заключения договора о подключении с тем, чтобы количество ресурса, выраженное в данной нагрузке, не было передано сетевой организацией иным заинтересованным лицам до истечения срока действия технических условий. Иными словами, направляя запрос о выдаче технических условий, заявитель намеревается получить преимущественное право на сохранение за собой максимальной нагрузки с отстранением других лиц от притязаний на объем энергии в величине равной этой нагрузке.

Следовательно, предоставление технических условий представляет собой юридически значимое действие энергоснабжающей организации, порождающее правовые последствия. В связи с этим, на наш взгляд, технические условия по своей правовой природе являются односторонней сделкой.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Односторонней, как это следует из п. 2 ст. 154 ГК РФ, считается такая сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. По такой сделке обязанности возникают только для лица, совершившего сделку, для других лиц – лишь в случаях, предусмотренных законом либо соглашением с этими лицами (ст. 155 ГК РФ).

По классификации, предложенной Б.Б. Черепахиным, выделяются односторонне обязывающие и односторонне управомочивающие сделки. По односторонне управомочивающим сделкам «путем своего одностороннего волеизъявления субъект может предоставить другому право, возложив правовую обязанность на самого себя»11. Под односторонне обязывающими сделками следует понимать, как случаи одностороннего обязывания (возложения обязанности), так и случаи одностороннего лишения права12.

Сходным образом данные сделки определял С.С. Алексеев: «Посредством односторонне-управомочивающих сделок лицо обязывает самого себя, предоставляя тем самым другому лицу (лицам) определенное субъективное право»13. Как указывает ученый, поскольку лицо может распоряжаться своими субъективными правами, оно, следовательно, в состоянии не только установить в отношении самого себя известную юридическую обязанность, но и управомочить другое лицо»14. В тоже время С.С. Алексеев определял односторонне обязывающие сделки как «такие односторонние акты субъекта, в силу которых оказывается воздействие на правовую сферу других лиц»15. «Главная функция этих сделок состоит в том, что они призваны обеспечить формирование, движение и прекращение гражданских правоотношений»16.

Рассматривая преддоговорные отношения сетевой организации и заявителя через призму односторонних сделок, мы приходим к выводу, что запрос заявителя, являющийся основанием для предоставлении технических условий, обладает признаками односторонне обязывающей сделки, имеющей правопорождающий эффект: у исполнителя возникает обязанность по направлению технических условий заявителю в ответ на его обращение.

По замечанию Б.Б. Черепахина, чтобы кто-либо по односторонне обязывающей сделке мог своей односторонней волей связать обязательством другое лицо необходимо обладать особым правомочием, основанным на правовой норме или же на уже существующем правоотношении между указанными лицами17.

В данном случае основанием для возникновения у сетевой организации обязанности по направлению заявителю технических условий выступают императивные требования закона.

В свою очередь технические условия, приводящие к возникновению правоотношения, также являются сделкой, при этом сделкой односторонне управомочивающей. Предоставляя технические условия, сетевая организация принимает на себя обязательство по сохранению (резервированию) за заявителем определенной нагрузки в течение установленного срока. Заявитель же наделяется правом требовать выполнения данной обязанности.

При этом принадлежащее заявителю право требование может быть переуступлено новому правообладателю земельного участка, что еще раз подтверждает имущественный обязательственно-правовой характер отношений, возникающих из технических условий подключения18.

Таким образом, механизм выдачи технических условий заключается в следующем: по направленному заявителем запросу (односторонне обязывающей сделке) у исполнителя возникает установленная законом обязанность по совершению другой сделки – предоставлению технических условий, выдача которых в качестве односторонне управомочивающей сделки возлагает на сетевую организацию гражданско-правовое обязательство перед заявителем, обладающим субъективным правом требования.

В этой связи мы сталкиваемся с любопытным случаем, когда поочередное направление запроса и технических условий не приводит к совершению двухсторонней сделки – заключению договора. Так, отсутствуют необходимые для заключения договора действия сторон, направленные на обмен офертой и акцептом, будь то в письменной форме либо посредством совершения конклюдентных действий. Положения ГрК РФ не устанавливают каких-либо требований к содержанию запроса на выдачу технических условий подключения. В специальных нормативных правовых актах, в которых конкретизировано подключение к отдельным видам присоединенной сети, письменное обращение заинтересованного лица о предоставлении технических условий не содержит сведений, которые можно было бы отнести к существенным условиям договора применительно к ст. 432 ГК РФ. Заявитель не обладает информацией о свободной мощности (о не присоединенных к сети нагрузках), поэтому он вправе не указывать в своем запросе конкретную величину требуемой ему нагрузки19. В отдельных случаях в содержании запроса не предусмотрено указание сведений об истребуемой нагрузке20.

Направление технических условий также не является офертой сетевой организации, поскольку на нее не следует и не требуется акцепт заявителя.

Законом не предусмотрена обязанность заявителя по направлению энергоснабжающей организации подтверждения действия технических условий или совершения иных формальностей, свидетельствующих о принятии заявителем по ним какого-либо права или обязанности.

Нормативное требование о необходимости определения заявителем в течение установленного периода величины нагрузки и направления заявки о заключении договора технологического присоединения не является обязанностью заявителя. Ответственность за не совершение данного действия не предусмотрена. В период действия технических условий заявитель может промолчать и не определить необходимую для себя нагрузку, и тогда действие технических условий прекращается.

Таким образом, данное требование следует рассматривать как установление пресекательного срока для реализации заявителем права на определение необходимой ему нагрузки, по истечении которого обязательство сетевой организации прекращается.

Кроме того, отнесение технических условий к договору противоречило бы положениям гражданского законодательства. Технические условия выдаются на безвозмездной основе. Поскольку круг лиц, правомочных обращаться за техническими условиями является неограниченным, предоставление технических условий отдельным субъектам оказалось бы невозможным в силу установленного законом запрета на совершение дарения между коммерческими организациями.

Вместе с тем, выдача технических условий по сравнению с односторонне управомочивающими сделками имеет свои особенности. Так, инициатива в возложении обязательства по техническим условиям принадлежит не исполнителю (сетевой организации), а заявителю, направившему запрос на выдачу данного документа. Однако это является не характерным для односторонне управомочивающих сделок, сущность которых заключается в собственном волевом действии по распоряжению субъективным правом. Получается, что исполнитель принимает на себя обязательство вынуждено, при отсутствии на это собственной воли, находясь полностью в зависимости от волеизъявления заявителя. В юридической литературе предлагается рассматривать, что в данном случае воля энергоснабжающей организации презюмируется21.

Между тем, заявитель и исполнитель не находятся в отношениях власти и подчинения, что свойственно методу публичного права. Напротив, метод гражданско-правового регулирования, основанный на автономии воли, предполагает равенство участников гражданских правоотношений. Поэтому для приведения в действие воли исполнителя должно быть иное основание. В данном случае принятие исполнителем обязательства по техническим условиям перед заявителем предусмотрено положениями закона. Таким образом, воля сетевой организации на совершение сделки и возложении на себя обязательства производна от императивных норм, предписывающих совершить эту сделку. В случае обращения заинтересованного лица, при наличии технической возможности, сетевая организация не вправе отказать ему в предоставлении технических условий.

Обязанность исполнителя по выдаче технических условий с возложением на себя гражданско-правового обязательства вне зависимости от собственной воли сближает данную одностороннюю сделку с категорией публичного договора. В публичном договоре воля исполнителя на его заключение также продиктована императивными требованиями закона. В связи с этим технические условия подключения, предоставляемые по волеизъявлению сетевой организации на основании предписания нормы права как обязательный ответ на запрос заявителя, также несут в себе публичную сущность.

Категория публичности традиционно рассматривается при характеристике публичных отраслей права и связывается с деятельностью государства и его органов. Однако, как отмечает О.В. Макаров, «публичными являются не только акты публичных органов как основания возникновения или прекращения гражданских правоотношений; в предусмотренных законом случаях публичными являются и должны быть действия субъектов гражданского права»22.

Рассматривая проблему разграничения публичных и общественных интересов, П.З. Иванишин приходит к выводу, что общественные и публичные интересы соотносятся как общее и частное, где общественный интерес представляет собою совокупность всех существующих интересов, направленных на благо членов той или иной общности лиц. В этой связи понятие общественный интерес шире публичного, поскольку не всякий общественный интерес признается и обеспечивается государством. Те же общественные интересы, которые из абстрактной категории («свобода, равенство, братство») через соблюдение установленной государством процедуры (нормативное оформление) трансформируются в государственные и становятся публичными23.

Как отмечает Р.И. Ситдикова, публичные интересы, так же как и общественные, должны отражать интересы большинства членов общества. В идеале государство должно обеспечить эффективную охрану всех общественных интересов. Публичный интерес и общественный интерес имеют наибольшее совпадение в гражданском обществе, когда предполагается, что государство выступает гарантом и выразителем интересов большинства такого общества, причем большинства добропорядочного. При этом, правовое обеспечение интересов, признаваемых государством, может осуществляться разными способами. Наиболее распространенный способ – это признание какого-либо интереса в качестве конкретного охраняемого законом объективного права24.

Одним из случаев признания и обеспечения публичного интереса в гражданском праве являются нормы о публичном договоре, которые рассматриваются как исключения из принципа свободы договора. Так, например, М.Д. Шапсугова пишет, что такое исключение вызвано необходимостью государственной защиты общественных интересов, прав граждан-потребителей, а также в сфере экономических отношений, которые относятся к естественным монополиям. Общественный интерес в данном случае состоит в том, что договор будет заключен с каждым, кто обратится за его заключением25.

В юридической литературе выделяются признаки публичного договора. Прежде всего, к ним относят стороны договора, которыми являются потребитель и лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность. Последним может выступать как коммерческая, так и некоммерческая организация.

Вторым признаком публичного договора, является характер деятельности данного лица. В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичный договор устанавливает обязанность лица по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг в отношении каждого, кто к нему обратится. При этом в данной норме назван примерный перечень видов такой деятельности (розничная торговля, услуги связи, энергоснабжение, гостиничное обслуживание и т.п.)26. В сущности, речь идет об осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку данные виды деятельности по своему содержанию охватываются понятием предпринимательской деятельности, указанным в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Между тем, следует согласиться с мнением тех ученых, которые отмечают, что предпринимательская деятельность многогранна и невозможно ограничивать ее виды закрытым перечнем с указанием на пользование имуществом, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг27.

Технические условия подключения обладают теми же признаками, что и публичный договор, за исключением лишь того, что они являются односторонней сделкой, а не договором.

Действительно, при обращении любого заявителя исполнитель по характеру осуществляемой им деятельности (создания условий для энергоснабжения подключаемого объекта) обязан выдать ему технические условия. При этом, публичность технических условий сближает их с категорией публичного договора, в том числе и в вопросах защиты права. В случае отказа исполнителя в выдаче технических условий, заявитель вправе прибегнуть к судебной защите и обратиться с иском об обязании (понуждении) их предоставить28.

Сходство технических условий с публичным договором указывает на то, что данной сделке также присущи публичные начала. В связи с этим предоставление технических условий следует рассматривать как публичную одностороннюю сделку, сущность которой заключается в обязательном ее совершении сетевой организацией в отношении любого обратившегося лица.

При этом данная одностороння сделка совершается вне рамок публичного договора, в противном случае она являлась бы одним из его условий и полностью охватывалась конструкцией этого договора. Однако публичная односторонняя сделка имеет определенную связь с публичным договором, часто предшествует его заключению, хотя и не всегда совершение данной сделки обязательно приводит к заключению договора.

Публичные односторонние сделки встречаются не только в сфере технологического присоединения, но в целом в гражданских правоотношениях, в которых существует необходимость обеспечения публичного интереса. Так, кроме технических условий подключения в качестве примера таких публичных односторонних сделок могут быть приведены сведения, которые продавец (исполнитель) предоставляет потребителю по его запросу о товарах (работах, услугах) в целях обеспечения возможности их правильного выбора в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»29.

Таким образом, публичные односторонние сделки обладают следующими признаками:

  1. Совершаются специальным субъектом – лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность.
  2. Устанавливают его обязанность по осуществлению деятельности, которая по своему характеру должна выполняться в отношении каждого, кто к нему обратится.
  3. Совершаются при обращении любого заинтересованного лица.
  4. Наделяют заинтересованное лицо правом (правами).
  5. Совершаются вне публичного договора.
  6. В случае уклонения от совершения сделки, предоставляют заинтересованному лицу право обратиться в суд с требованием о понуждении к ее совершению.

Изложенное позволяет нам прийти к выводу, что технические условия подключения имеют гражданско-правовую природу.

Выдача данного документа представляет собой публичную одностороннюю сделку, сущность которой заключается в обязанности сетевой организации предоставить их любому обратившемуся заинтересованному лицу при наличии технической возможности подключения. Предоставление технических условий является основанием для возникновения обязательственного правоотношения, в силу которого сетевая организация обязуется обеспечить резервирование для заявителя нагрузки на определенный период, а заявитель наделяется корреспондирующим данной обязанности правом требования.

Наконец, по результатам проведенного исследования может быть сформулировано следующее определение рассматриваемого документа. Технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения представляют собой документ, подтверждающий техническую возможность технологического присоединения, на основании которого исполнитель принимает на себя обязательство по обеспечению сохранения (резервирования) для заявителя нагрузки в течение нормативно установленного срока.


СНОСКИ

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
  2. См., например, постановление Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 920.
  3. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 2). Ст. 5525.
  4. Долгополов П.С. Технические условия на присоединение: понятие, порядок получения (подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Свирков С.А. Проблемы гражданско-правового регулирования технологической инфраструктуры в теплоснабжении // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9. С. 1139-1143.
  6. Ершов О.Г. Согласование технических условий при подключении объекта строительства к сетям ресурсного обеспечения // Право и экономика. 2010. № 4. С. 31.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  8. См., например, Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 // СЗ РФ. 2014. № 2 (ч. I). Ст. 137.
  9. См., например, п. 13 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 920.
  10. Такой вывод можно сделать при обращении, например, к п. 2 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановление Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 // СЗ РФ. 2018. № 29. Ст. 4432.
  11. Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1962. С. 29.
  12. Черепахин Б.Б. Первоначальные способы приобретения собственности по действующему праву // Труды по гражданскому праву. М., 2001 (серия «Классика российской цивилистики»). С. 55-56.
  13. Алексеев С.С. Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования // Сборник ученых трудов. Выпуск 13. Теоретические проблемы гражданского права / Отв. ред. В.М. Селянов. Свердловск: СЮИ, 1970. С. 54.
  14. Алексеев С.С. Указ. соч. С. 55.
  15. Алексеев С.С. Указ. соч. С. 55.
  16. Алексеев С.С. Указ. соч. С. 58.
  17. Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. С. 29-30.
  18. См. п. 18 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 920.
  19. См., например, п. 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 920.
  20. См., например, п. 9 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 // СЗ РФ. 2018. № 29. Ст. 4432.
  21. Хорошева Н.В. Публичный договор энергоснабжения: проблемы при заключении путем присоединения // Гражданское право. 2016. № 3. С. 17.
  22. Макаров О.В. Публичность и публичный договор в гражданском праве // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 9.
  23. Иванишин П.З. К вопросу о разграничении публичных и общественных интересов / Ученые записки. Том X. Сборник статей преподавателей. КФ ФГБОУВПО «РАП». г. Казань: Издательство «Отечество», 2014. С. 129-132.
  24. Ситдикова Р.И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом. М.: Статут, 2013. С. 74, 76, 85.
  25. Шапсугова М.Д. Проявления публичности публичного договора в российском праве // Гражданское право. 2016. № 3. С. 3.
  26. Илюшина М.Н. Институт публичного договора в гражданском законодательстве: современное состояние // Юстиция. 2016. № 1. С. 20-27.
  27. См., например, Ершова И.В. Понятие предпринимательской деятельности в теории и судебной практике // Lex russica. 2014. № 2. С. 160-167.
  28. См., например: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2016 по делу № А07-28256/2015; постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.10.2014 по делу № А36-3072/2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  29. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Алексеев С.С. Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования // Сборник ученых трудов. Выпуск 13. Теоретические проблемы гражданского права / Отв. ред. В.М. Селянов. Свердловск: СЮИ, 1970. С. 46-63.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. №1 (ч. 1). Ст. 16.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
  4. Долгополов П.С. Технические условия на присоединение: понятие, порядок получения (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Ершова И.В. Понятие предпринимательской деятельности в теории и судебной практике // Lex russica. 2014. № 2. С. 160-167.
  6. Ершов О.Г. Согласование технических условий при подключении объекта строительства к сетям ресурсного обеспечения // Право и экономика. 2010. № 4. С. 30-35.
  7. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 140.
  8. Иванишин П.З. К вопросу о разграничении публичных и общественных интересов / Ученые записки. Том X. Сборник статей преподавателей. КФ ФГБОУВПО «РАП». г. Казань: Издательство «Отечество», 2014. С. 129-132.
  9. Илюшина М.Н. Институт публичного договора в гражданском законодательстве: современное состояние // Юстиция. 2016. № 1. С. 20-27.
  10. Макаров О.В. Публичность и публичный договор в гражданском праве // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 9-11.
  11. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2016 по делу № А07-28256/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  12. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.10.2014 по делу № А36-3072/2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  13. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 2). Ст. 5525.
  14. Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 920.
  15. Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 2 (ч. I). Ст. 137.
  16. Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 29. Ст. 4432.
  17. Свирков С.А. Проблемы гражданско-правового регулирования технологической инфраструктуры в теплоснабжении // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9. С. 1139-1143.
  18. Ситдикова Р.И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом / науч. ред. М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2013. 159 с.
  19. Хорошева Н.В. Публичный договор энергоснабжения: проблемы при заключении путем присоединения // Гражданское право. 2016. № 3. С. 17-20.
  20. Черепахин Б.Б. Первоначальные способы приобретения собственности по действующему праву // Труды по гражданскому праву. М., 2001 (серия «Классика российской цивилистики»). С. 55-56.
  21. Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М.: Госюриздат, 1962. 162 с.
  22. Шапсугова М.Д. Проявления публичности публичного договора в российском праве // Гражданское право. 2016. №3. С. 3-5.
No Internet Connection