Антимонопольный комплаенс в компаниях энергетики

Антимонопольный комплаенс в энергетике

Не секрет, что реализация основной коммерческой деятельности на рынках энергетики (электро-, тепло-, водоснабжения и т.п.) сопряжена со значительными правовыми рисками. Наиболее критичными среди них являются антимонопольные риски.

Это объясняет высокую актуальность внедрения на любом энергопредприятии системы антимонопольного комплаенса – совокупности правовых и организационных мер, направленных на предупреждение нарушения антимонопольного законодательства.

Практика показывает, что фрагменты антимонопольного комплаенса в том или ином виде реализуются практически всеми компаниями энергетики. Между тем, о целостном характере и эффективности системы антимонопольного комплаенса компании можно говорить лишь при условии:

  • обеспечения реальной приверженности компании «позитивной» бизнес-культуре, основанной на безусловном соблюдении антимонопольного законодательства, принципов деловой этики и нетерпимости к их нарушению (причем, безотносительно к получаемым сиюминутным экономическим эффектам);
  • восприятия антимонопольного комплаенса в качестве стратегического приоритета и ключевого компонента долгосрочного и цивилизованного развития компании;
  • обеспечения устойчивости системы антимонопольного комплаенса через неукоснительную реализацию всех компонентов эффективности системы комплаенс;
  • поддержания динамизма системы антимонопольного комплаенса через регулярное обобщение опыта профилактики нарушений, совершенствование существующих инструментов профилактики, выработку и внедрение новых эффективных инструментов.

В таком контексте крайне важной является регулярная проверка эффективности системы антимонопольного комплаенса, которую необходимо проводить в том числе и в рамках самоконтроля системы.

Но для этого требуется реализация как минимум следующих шагов:

  1. Выработка в компании перечня факторов (ориентиров) эффективности системы комплаенса (желательно подробно описать такие факторы во внутреннем документе компании, например, в политике антимонопольного комлпаенса).
  2. Периодическая оценка обеспечения в компании всех факторов эффективности системы комплаенса.

В этих целях предлагаем использовать Перечень факторов эффективности системы антимонопольного комплаенса в компаниях энергетики (см. приложение), подготовленный при участии экспертов онлайн-сервиса consultant.zhane.ru. Данный перечень может быть использован в качестве методологической базы для подготовки собственной политики антимонопольного комплаенса, либо качестве типового чек-листа проверки эффективности внутренней системы соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

 

 

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА

Настоящий перечень представляет собой фрагмент Типовой политики антимонопольного комплаенса для компаний энергетики, разработанной при участии экспертов онлайн-сервиса «Правовые аспекты энергоснабжения. Консалтинг» (consultant.zhane.ru).

I. Профилактика

1. Вовлеченность руководства

  • Генеральный директор лично контролирует эффективность функционирования системы антимонопольного комплаенса.
  • Генеральный директор демонстрирует приверженность антимонопольному комплаенсу и этическим принципам ведения бизнеса при принятии решений.
  • Генеральный директор управляет системой антимонопольного комплаенса и задействован в функционировании всех ее компонентов (вовлечен в процессы оценки рисков, разработки и утверждения регламентации и методологии реализации бизнес-процессов компании, участвует в обучении и т.п.).
  • Генеральный директор проинформирован обо всех комплаенс-рисках компании.
  • Генеральный директор проинформирован обо всех случаях нарушения антимонопольного комплаенса в компании.
  • Руководство проинформировано о состоянии системы антимонопольного комплаенса в компании и оказывает влиятельную поддержку ее внедрению и развитию.

2. Выявление и предотвращение рисков

  • Принимаемые компанией бизнес-решения подвергаются предварительной оценке согласно матрице определения категории риска (должна быть разработана в Компании). Компания неукоснительно руководствуется ориентирами корректного поведения в зависимости от степени критичности того или иного риска.
  • В компании организована предварительная юридическая экспертиза договорной документации, переписки с контрагентами и надзорными органами.
  • В компании существуют и на регулярной основе функционируют системы мониторинга возникновения потенциальных рисков: мониторинг проектируемых и издаваемых нормативных правовых актов; мониторинг изменения судебной практики; мониторинг разъяснений надзорных органов, мониторинг претензий контрагентов и т.п.
  • В компании производится регулярная и оперативная аналитическая обработка информационных данных систем мониторинга на предмет выявления новых рисков или изменения факторов, влияющих на вероятность реализации существующих рисков.
  • По результатам мониторинга и анализа информационных данных в компании производится оперативный пересмотр карты комплаенс-рисков (должна быть разработана в компании).
  • В компании внедряются и используются современные инструменты программного и аппаратного обеспечения функционирования системы антимонопольного комплаенса: системы электронного документооборота, контроля реализации и исполнения поручений менеджмента, автоматизированные системы учета судебных и административных разбирательств, реестры учета и исполнения предписаний надзорных органов, справочно-правовые системы и т.п.
  • В компании обеспечена высокая степень доступности экспертного ресурса (юристы, экономисты и др.) и их регулярная вовлеченность в процессы предварительного анализа и оценки комплаенс-рисков при реализации бизнес-процессов.
  • Экспертные роли и области экспертного анализа и оценки комплаенс-рисков четко распределены между структурными подразделениями компании.
  • Ресурсное обеспечение экспертных подразделений адекватно масштабам реализуемой ими оценки комплаенс-рисков.
  • В компании организована регулярная коммуникация с регулятором (ФАС России), обеспечивающая получение от него необходимых разъяснений действующих нормативных требований.
  • В компании реализовано оперативное информирование сотрудников о существующих комплаенс-рисках, о вновь выявленных рисках и (или) изменении степени возможной реализации ранее выявленных рисков.
  • Компания проводит предварительную проверку нанимаемых сотрудников на предмет совершения ими ранее нарушений антимонопольного законодательства. Кандидаты, ранее совершившие нарушение, не допускаются на руководящие должности Компании.

3. Регламентация и методология

  • В компании внедрена регламентация всех внутренних процессов, обеспечивающая эффективность функционирования системы антимонопольного комплаенса.
  • Существующая в компании регламентация не является избыточной, не влечет за собой бюрократизацию внутренних процедур и не препятствует повседневной работе сотрудников.
  • Обеспечивается высокое качество регламентации и методологии с точки зрения простоты изложения и доступности ее восприятия всеми сотрудниками.
  • Все регламентирующие документы компании подвергаются предварительной экспертной оценке со стороны структурных подразделений компании. Экспертная компетенция и зоны контроля структурных подразделений компании в рамках предварительной оценки документов четко распределены и неукоснительно соблюдаются.
  • В компании четко регламентирована компетенция структурных подразделений, а также распределены зоны их персональной ответственности при предварительной экспертизе бизнес-решений.
  • В компании внедрена актуальная методология (типовая документация, адресные экспертные рекомендации, база юридических знаний и т.п.), направленная на предотвращение комплаенс-рисков.
  • Регламентирующие и методологические документы компании поддерживаются в актуальном состоянии. По мере изменения законодательных требований, правоприменительной практики, а также реализации иных факторов, влияющих на комплаенс-риски, регламентация и методология оперативно корректируются. Безотносительно к реализации указанных факторов регламентация и методология регулярно (не реже одного раза в три года) анализируется на предмет необходимости ее актуализации.
  • В компании обеспечена высокая доступность регламентации и методологии для всех сотрудников: все необходимые документы размещены и понятно структурированы в электронной базе ЛНА и (или) на корпоративном Интранет-портале; все сотрудники имеют беспрепятственный доступ к этим системам; обеспечивается бесперебойная круглосуточная работа систем; обеспечивается возможность удаленного доступа к системам как с использованием персонального компьютера, так и планшета или смартфона).
  • В компании внедрена процедура обязательного ознакомления сотрудников (включая генерального директора) с внутренними регламентирующими и методологическими документами. Данная процедура неукоснительно соблюдается.

4. Обучение и проверка знаний

  • В компании на регулярной основе производится обучение и проверка знаний сотрудников. Определены периодичность, средства и методы обучения.
  • В компании установлена обязательность прохождения обучения всеми без исключения сотрудниками, задействованными в бизнес-процессах, относящихся к рисковым областям бизнеса (должны быть определены в компании).
  • В компании утвержден годовой план обучения сотрудников. Обучение реализуется в соответствии с утвержденным планом. По результатам обучения производится проверка знаний.
  • Результаты обучения и проверки знаний документируются.
  • В компании обеспечено адекватное ресурсное обеспечение обучения и проверки знаний: используются современные средства и способы обучения; к обучению привлекаются авторитетные спикеры; используются программные и аппаратные средства автоматизации обучения, проверки знаний и фиксации данных фактов.
  • Обучающие материалы регулярно актуализируются.
  • Обеспечена высокая доступность обучающих материалов для сотрудников компании: материалы четко структурированы и хранятся на корпоративном Интранет-портале; обеспечен круглосуточный доступ к материалам всем без исключения сотрудникам компании.
  • В компании определены и неукоснительно применяются меры дисциплинарного воздействия по отношению к сотрудникам, не прошедшим обучение и (или) проверку знаний по результатам обучения.

II. Контроль

5. Мониторинг нарушений

  • В компании реализуется регулярный мониторинг соблюдения требований антимонопольного законодательства.
  • В область мониторинга попадают: все входящие претензии контрагентов компании, а также их жалобы на компанию в надзорные органы; все входящие документы от надзорных органов, содержащие запрос информации, или, содержащие сведения о предстоящих проверках Компании; информация о компании в средствах массовой информации; переписка с контрагентами и договорная документация.
  • В компании на периодической основе (не реже одного раза в три года) производится внешний аудит соблюдения требований антимонопольного законодательства.

6. Информирование о нарушениях

  • В компании созданы и функционируют каналы информирования о планируемых или допущенных нарушениях антимонопольного законодательства: «горячая линия», «ящик доверия» и т.п.
  • Информирование реализуется как минимум следующими способами: телефон, электронная почта, форма обратной связи на сайте, почтовый ящик.
  • Компания обеспечивает возможность отправки в ее адрес конфиденциальных сообщений.
  • Возможность информирования доступна как сотрудникам компании, так и третьим лицам.
  • Компания поощряет информирование о нарушениях (с использованием различных инструментов поощрения).
  • Сотрудники компании привлекаются к ответственности за преднамеренное ложное сообщение.
  • В компании действует система противодействия репрессивным мерам в отношении сотрудников, сообщивших о нарушении.
  • Все сотрудники компании осведомлены о существовании каналов информирования, о мерах поощрения, ответственности и защиты от репрессивных мер.
  • Информация о каналах информирования размещена на корпоративном сайте и на Интранет-портале компании.
  • Компания в обязательном порядке доводит до лиц, сообщивших о нарушении, информацию о принятых компанией мерах в связи с поступившим сообщением.

7. Расследование нарушений

  • Компания проводит комиссионное расследование (с участием как минимум представителей службы безопасности, комплаенс-подразделения, юридического подразделения) по всем без исключения фактам нарушения антимонопольного законодательства, а также по каждому факту сообщения о планируемых или допущенных нарушениях. В рамках расследования выявляются лица, допустившие нарушение, а также причины и условия их совершения.
  • Результаты расследования документируются и хранятся вместе с доказательствами, собранными в рамках расследования.

III. Реагирование

8. Привлечение к ответственности за нарушения

  • В Компании неукоснительно реализуются меры ответственности по отношению ко всем без исключения сотрудникам, допустившим нарушение требований антимонопольного законодательства.
  • При выборе мер воздействия учитываются факторы, смягчающие и отягчающие вину нарушителя.
  • Компания объективна и последовательна в выборе мер воздействия на нарушителей и строго следит за идентичностью применяемых мер по отношению к нарушителям, допустившим равнозначные нарушения.
  • Компания информирует сотрудников о мерах, принятых по отношению к нарушителям.

9. Корректировка системы

  • В компании реализуется регулярный и оперативный анализ количественных показателей нарушений, их динамики, причин и условий реализации комплаенс-рисков.
  • По результатам анализа в обязательном порядке предпринимаются оперативные шаги по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям, вырабатываются планы устранения рисков, производится необходимая донастройка и актуализация внутренней регламентации бизнес-процессов сообразно выявленным рискам.

 

Скачать чек-лист в формате pdf

См. Типовую политику антимонопольного комплаенса для компаний энергетики

 

No Internet Connection