Отношения с владельцами генерирующих объектов, не входящих в ЕЭС России

В материале приводится краткий анализ проблем регулирования отношений по приобретению электрической энергии у владельцев объектов по производству электрической энергии, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, но не входящих в Единую энергетическую систему России. Продемонстрированы правовые пробелы и связанные с этим возможные юридические последствия для участников рынка. В результате анализа выработаны предложения по совершенствованию нормативных актов, направленные на устранение выявленных проблем.


На сегодняшний день статус владельца объекта по производству электрической энергии (далее – э/э), расположенного на территории в пределах ценовых зон оптового рынка, но не входящего в Единую энергетическую систему России (далее – ЕЭС России), в законодательстве четко не урегулирован. Это затрудняет однозначную юридическую оценку отношений с его участием, препятствует определению объема обязательств субъектов рынка.

Такое положение дел не способствует правой определенности, формирует риск чрезмерного субъективизма правоприменителя при решении тех или спорных вопросов. Все это обосновывает потребность в анализе применимой регламентации, а также в скорейшей выработке и реализации мер, направленных на преодоление указанной проблемы.

Критерии отнесения владельца объекта по производству э/э к категории производителя электроэнергии

Законодательство выделяет две категории владельцев объектов по производству э/э: поставщики э/э оптового рынка и производители э/э на розничном рынке.

Владелец объекта по производству э/э получает статус поставщика э/э оптового рынка, если отвечает одновременно всем критериям, указанным в законе (ст. 31 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – 35-ФЗ):

  • наличие на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании генерирующего оборудования (или ввод которого планируется в будущем);
  • присоединение генерирующего оборудования к электрическим сетям, входящим в ЕЭС России;
  • установленная генерирующая мощность оборудования в каждой предполагаемой группе точек поставки – не менее 5 МВт.

Получение данного статуса носит заявительный характер и подтверждается записью в реестре субъектов оптового рынка (п. 25 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172).

В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ОПФРР № 442), лицо, владеющие объектом по производству э/э, не получившее статус субъекта оптового рынка, считается производителем э/э на розничном рынке, если:

(1) одновременно отвечает следующим критериям:

  • является законным владельцем объекта по производству э/э;
  • объект по производству э/э входит в ЕЭС России;
  • владелец объекта по производству э/э не зарегистрирован как субъект оптового рынка и на его генерирующее оборудование не распространяются требования о реализации произведённой э/э только на оптовом рынке.

ИЛИ

(2) одновременно отвечает следующим критериям:

  • является владельцем объекта по производству э/э;
  • является владельцем энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача э/э, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого владельца;
  • в отношении указанных объектов по производству э/э и энергопринимающих устройств не зарегистрированы группы точек поставки на оптовом рынке и в части объектов по производству э/э не распространяется требование о реализации производимой э/э только на оптовом рынке;
  • осуществляет продажу э/э.

Из приведенных критериев следует, что не всякий владелец объекта по производству э/э, которому не присвоен статус субъекта оптового рынка, является по умолчанию производителем э/э на розничном рынке. К данной категории может быть отнесен только владелец, чей объект по производству э/э входит в ЕЭС России.

Оценка относимости объекта по производству э/э к ЕЭС России

Законодательство не содержит четких критериев отнесения объекта по производству э/э к ЕЭС России.

Справка

Ст. 3 ФЗ № 35 определяет ЕЭС России как электроэнергетическую систему, которая расположена в пределах территории РФ и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России.

Электроэнергетическая система – это совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике – это комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению.

Судебная практика, связанная с установлением вхождения объектов по производству э/э в ЕЭС России, в каждом случае формируется с учетом обстоятельств конкретного дела и на сегодняшний день не может быть признана устоявшейся.

Справка

Основанием для признания факта вхождения объектов по производству э/э в ЕЭС России суды признавали, например, следующие обстоятельства:

наличие у объекта по производству э/э непосредственного подключения к сетям сетевой организации;

ведение оперативных переговоров, переписки с Системным оператором и фактическое выполнения его команд;

существенный объем генерирующей мощности (144 МВт, 61 МВт);

продажа электроэнергии лицам, не имеющим непосредственного присоединения к объекту по производству э/э.

(См., например постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2011 № Ф09-3445/11 по делу № А50-17986/2010, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.01.2018 № Ф02-7009/2017 по делу № А19-14199/2016, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 № 07АП-6137/11 по делу № А03-2962/2011).

Между тем анализ применимых норм и практики позволяет предположить, что фактическое вхождение/невхождение объекта по производству э/э в ЕЭС России должно определяться с учетом (1) степени влияния конкретного объекта по производству э/э на электроэнергетический режим энергетической системы и (2) схемы подключения объекта (к сетям, непосредственно к объектам потребления э/э).

В зависимости от этого, подтверждением отсутствия факта вхождения объекта по производству э/э в ЕЭС России (и, как следствие, отсутствие у владельца объекта статуса производителя э/э на розничном рынке) могут в той или иной мере служить следующие обстоятельства (или их различные комбинации):

  • отсутствие у объекта по производству э/э непосредственного подключения к сетям сетевой организации и отсутствие потребления э/э на собственные нужды;
  • использование объекта по производству э/э для обеспечения энергией только одного потребителя, с которым заключается договор на продажу э/э;
  • отсутствие намерения и (или) технической возможности осуществлять выработку э/э в сеть сетевой организации для реализации энергии потребителям, не имеющим непосредственного присоединения к объекту по производству э/э;
  • небольшой объем генерирующей мощности (менее 5 МВт).

Условия приобретения э/э у владельца объекта по производству э/э в зависимости от его соответствия критериям производителя э/э

Оценка относимости владельца объекта по производству э/э к категории производителей э/э имеет важное практическое значение.

В частности, в случае приобретения э/э у производителей э/э, пп. 50, 65 ОПФРР № 442 предусматривают следующие дополнительные обязательства потребителя:

  • в отношении энергопринимающих устройств потребителя обязательно должен быть заключен дополнительный договор с гарантирующим поставщиком в отношении объема электроэнергии, не покрытого в рамках договора с производителем;
  • потребитель оплачивает услугу по передаче э/э в объеме, соответствующем всему объему потребления э/э потребителя. Наличие непосредственного присоединения потребителя к объектам по производству э/э не освобождает потребителя от оплаты услуг по передаче.

При этом, учитывая отсутствие специального регулирования, существует риск распространения пп. 50, 65 ОПФРР № 442 и на отношения с владельцами, не отнесенными к категории производителей э/э.

Между тем такая трактовка является, на наш взгляд, некорректной, а возложение на субъектов рынка столь значимых обязательств требует однозначного нормативного закрепления.

Таким образом мы полагаем, что если лицо, владеющее объектом по производству э/э, не отвечает критериям производителя э/э на розничном рынке, то пп. 50 и 65 ОПРФФ № 442 не применимы к потребителю, приобретающему э/э у такого лица. Соответственно, у потребителя отсутствует обязанность заключить договор с гарантирующим поставщиком в отношении объема, не покрытого в рамках договора с производителем.

Что касается вопроса оплаты услуг по передаче э/э, то он, на наш взгляд, должен решаться исходя из фактической схемы поставки энергии: обязательства по оплате возникают только в случае отсутствия непосредственного присоединения объекта по производству э/э с объектом потребления, принадлежащим покупателю.

Предложения по совершенствованию законодательства

С учетом изложенного целесообразным видится внесение в законодательство следующих изменений:

  • утвердить четкие критерии вхождения объекта по производству э/э в ЕЭС России;
  • закрепить в ОПФРР № 442 понятие и правовой статус владельца объекта по производству э/э, не входящего в ЕЭС России;
  • однозначно исключить применимость пп. 50 и 65 ОПФРР № 442 к отношениям, связанным с приобретением э/э у владельца объекта по производству э/э, не входящего в ЕЭС России;
  • уточнить объемы обязательств покупателя э/э в части оплаты услуг по передаче э/э в случае приобретения им э/э у владельца объекта по производству э/э, не входящего в ЕЭС России.

Полагаем, что указанные изменения будут способствовать развитию цивилизованных отношений на энергетических рынках, повышению регуляторного комфорта и снижению рисков в работе субъектов энергетического рынка.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

 

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.