10 лет правового регулирования энергетики. Красноречивые итоги в цифрах.

В 2019 году был издан 181 нормативный правовой акт (НПА), регулирующий сферу энергетики.*

Этот показатель является вторым (с т.з. количества НПА) за все время наших наблюдений, начиная с 2010 года (см. график).

График. Количество нормативных правовых актов, регулирующих сферу энергетики, изданных в период с 2010 по 2019 годы.

graph2019

При этом в общей сложности за 10 лет в сфере энергетики было издано 1 494 НПА.

Это колоссальная цифра, которая свидетельствует о высочайшей интенсивности правотворчества.

Каковы её последствия?

Некоторые эксперты напрямую связывают юридико-технический аспект низкого качества закона с количественными характеристиками регулирования.
Безусловно, чем больше актов, тем сложнее обеспечить их взаимную согласованность и, как итог, системность регулирования.
Но "сложно" – еще не значит "невозможно". Множественность актов лишь затрудняет системность, но не делает ее априори недостижимой. Если обеспечить системность в условиях множественности и интенсивности регулирования, то проблема качества с т.з. его "юридических" характеристик может быть эффективно решена. Поэтому здесь уместно привести идеи Ю. Тихомирова, который призывает к обеспечению качества путем разработки базовых законов (как опорных конструкций объемных правовых отраслевых массивов), а также путем применения инструментов "умного регулирования" (таких как консолидация и кодификация), которые базировались бы на передовых доктринальных правовых идеях.

Таким образом, множественность актов можно считать, скорее, фактором, провоцирующим бессистемность регулирования, нежели её безусловной и непреодолимой причиной.

Но бессистемность нормативного массива – полбеды. Высокая интенсивность издания НПА наносит куда более ощутимый урон ЭФФЕКТИВНОСТИ закона.

Эффективность обусловлена не только системностью норм, но и массой иных факторов, среди которых особо следует выделить такой важный компонент, как СТАБИЛЬНОСТЬ регулирования.

Можно ли считать регулирование в энергетике стабильным при той интенсивности правотворчества, которую мы наблюдаем на протяжении последних 10 лет? Можно ли, например, считать стабильными нормы Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, в которые за последние 10 лет вносились изменения 85 раз? Ответ очевиден!

Как это ни прискорбно, но в юридической литературе применительно к сфере регулирования энергетики стали уже расхожими такие неприглядные характеристики, как "хаотичное", "невротическое", "популистское", "приспособленческое", "дефективное" и т.п.
Нестабильность (не путать с динамизмом) регулирования и регулярно меняющиеся "правила игры" ведут к утрате авторитета закона, влекут непредсказуемость правовых предписаний и непрогнозируемые риски для участников правоотношений. Все это негативно сказывается на инвестиционном климате отрасли, является сдерживащим фактором её возможного развития.

Вот почему мы надеемся, что продемонстрированные цифры позволят по-новому взглянуть на существующие проблемы регулирования энергетики. И возможно это послужит импульсом для их скорейшего преодоления при совместном участии государственных институтов и экспертного сообщества.

* К сфере энергетики в настоящем материале  мы относим отношения, связанные с оборотом (в т.ч. и в рамках предоставления коммунальных услуг) электрической энергии, тепловой энергии и воды.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.