Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2021 № 308-ЭС20-23360 (дело № А32-20224/2019)

Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2021 № 308-ЭС20-23360 (дело № А32-20224/2019)

Основной вывод:

Расходы сетевой организации, связанные с исполнением поручений гарантирующего поставщика (далее – ГП) о введении ограничения (возобновлении) подачи электрической энергии потребителю-должнику, и превышающие установленный законодательством предельный уровень компенсации таких расходов потребителем, не могут быть взысканы сетевой организацией ни с ГП, ни с потребителя. Между тем, это не мешает сетевой организации включить такие расходы в утверждаемый для нее тариф на услуги по передаче электроэнергии.

Ключевые тезисы:

1. Согласно абзацу 4 пункта 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ограничения), размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения (ГП) расходов, связанных с таким ограничением, не может превышать 10 000 рублей (в отношении граждан-потребителей электрической энергии – 1000 рублей).

Введение таких сумм следует расценивать как направленное на обеспечение баланса интересов потребителей и ГП посредством установления разумного предела компенсации потребителем расходов инициатора ограничения режима потребления электрической энергии (ГП).

Вместе с тем, устанавливая ограничение компенсации расходов, законодатель не указал, что оно распространяется в т.ч. и на правоотношения между ГП и сетевой организацией. Также законодатель не предусмотрел и источник финансирования возможных убытков ГП, которые могли бы возникнуть у ГП при компенсации таких расходов сетевой организации в размере, соответствующем экономически обоснованным расходам сетевой организации на исполнение поручения ГП об ограничении (возобновлении) режима потребления электрической энергии (т.е. в связи с разницей между реальными расходами сетевой организации и установленным законом предельным размером компенсации таких расходов потребителем в адрес ГП).

2. Ограничение (возобновление) режима потребления электрической энергии не является видом деятельности, подлежащим государственному регулированию, и, исходя из положений пунктов 2-3.1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», пунктов 1(1), 20 (абзац 5) Правил ограничения, составляет часть процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.

3. Вопреки мнению сетевой организации и регулирующего органа, возможность учета расходов (связанных с ограничением (возобновлением) режима потребления) в тарифах сетевой организации на услуги по передаче электрической энергии предусмотрена абзацем 5 пункта 20 Правил ограничения.
Согласно названной норме в случае, если расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему возобновлению подачи электрической энергии учтены в тарифах сетевой организации на услуги по передаче электрической энергии, оплата таких действий со стороны ГП не производится, при этом ГП также не вправе предъявлять потребителю требование о компенсации таких расходов.

4. В рамках рассматриваемого спора суды установили, что расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему возобновлению подачи электрической энергии не учтены в тарифах сетевой организации.
Однако это не означает, что расходы сетевой организации, превышающие предельный уровень (1000 руб. и 10 000 руб.), подлежат взысканию с ГП.
Отсутствие в подзаконных нормативных актах порядка учета в последующих регулируемых периодах экономически обоснованных расходов сетевой организации на введение ограничения, превышающих предельные, не препятствует сетевым организациям инициировать включение таких сумм в расходы при утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии под контролем регулирующего органа.

 


Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

No Internet Connection