Оптовый рынок

Постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 г. № 3660/12 по делу № 40-144041/10-147-957

Основные тезисы постановления:

1. Необходимость согласования участником оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – смежная организация) перечня средств измерений (далее – ПСИ) в каждой общей (смежной) точке поставки лицу, имеющему намерение получить статус субъекта оптового рынка (далее – заявитель), обусловлена не только обязанностью заявителя представить данный документ для получения доступа к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры), но и обязанностью смежной организации провести такое согласование. Непредставление согласованного ПСИ в соответствии с пунктами 4, 7 и 9 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, может повлечь отказ в доступе к услугам администратора и доступа на оптовый рынок по спорным точкам поставки.

2. Утверждение ПСИ Конфликтной комиссией при Наблюдательном совете НП «Совет рынка» является альтернативным (в случае неисполнения смежной организацией своих обязанностей по согласованию) способом утверждения ПСИ.

3. Препятствуя доступу заявителя на оптовый рынок электроэнергии по конкретным точкам поставки, смежная организация лишает заявителя возможности приобретать электроэнергию на оптовом рынке для реализации ее потенциальному потребителю на розничном рынке электроэнергии, то есть продавать электроэнергию по розничной цене, в основе расчета которой лежит оптовая стоимость электроэнергии без сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

4. Порядок ценообразования при реализации электроэнергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика и энергосбытовой организации, исходя из положений статьи 40 Закона об электроэнергетике, различный: регулируемый у первого и свободный у последнего. С учетом изложенного появление на розничном рынке электроэнергии энергосбытовой организации со статусом участника оптового рынка, появление новых точек поставки у энергосбытовой организации со статусом субъекта оптового рынка не отвечает интересам гарантирующего поставщика, являющегося субъектом оптового рынка.

5. Поскольку для получения доступа на оптовый рынок необходимо согласование средств измерений в каждой точке поставки, то получение доступа напрямую зависит только от участника оптового рынка, с которым эти точки являются общими (смежными)

20 Марта 2013 года

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 г. № 1009/11 по делу № А13-223/2010

Основные тезисы постановления:

1. Смежные с заявителем (претендующим на получение статуса субъекта оптового рынка) участники оптового рынка электрической энергии (мощности) (ОРЭ) обязаны согласовать заявителю перечни средств измерений для целей коммерческого учета и соглашение об информационном обмене в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения. Необходимость такого согласования обусловлена не только обязанностью юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта ОРЭ, представить данные документы для получения доступа к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры), но и обязанностью участника ОРЭ обеспечить такое согласование.

Отсутствие согласования может повлечь отказ заявителю в доступе к услугам администратора и в получении статуса субъекта ОРЭ.

2. Ссылка на возможность заявителя согласовать Перечень средств измерений путем обращения в Наблюдательный совет НП «Совет рынка» и на то, что отказ участника ОРЭ в согласовании не является непреодолимым препятствием для доступа заявителя на оптовый рынок является необоснованной, поскольку наличие иной возможности согласования Перечня средств измерений, а также преодолимость создаваемых препятствий не могут влиять на правовую квалификацию действий участника ОРЭ, как создающих препятствия для выхода заявителя на ОРЭ. Кроме того, при использовании альтернативной возможности согласования Перечня средств измерений возникает временной барьер входа на рынок

20 Августа 2012 года

А. Бороухин. Сводный прогнозный баланс

Многие из тех, кто не понаслышке знаком с отечественной энергетикой, с известной иронией относятся к применению слова «рынок» в отношении оборота электрической, а тем более тепловой энергии в России. Прямое и косвенное тарифное регулирование, технические ограничения для выхода на рынок, нарастающее участие государственных компаний, – всё это не способствует достижению давно заявленных целей либерализации рынка и развития конкуренции...

01 Апреля 2012 года

Экспертное мнение по вопросу "разделения" объектов ТЭЦ
В экспертном мнении приводится правовая оценка:
1) передачи отдельных генерирующих объектов ТЭЦ в аренду третьему лицу в условиях отсутствия технической возможности их обособления;
2) возможности участия в реализации на розничном рынке электрической энергии (мощности), производимой передаваемыми в аренду генерирующими объектами ТЭЦ, и на оптовом рынке - иными генерирующими объектами данной ТЭЦ
30 Августа 2010 года