Ограничение/прекращение энергоснабжения

Ограничение электроснабжения. Инфографика от АРЭП
Агентство региональных энергетических проектов подготовило инфографику отдельных положений Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442
07 Августа 2017 года

Определение Верховного Суда РФ от 11.06.2015 г. № 308-КГ15-2046 по делу № А15-3956/2013

Верховный Суд РФ издал определение по вопросу оценки правомерности прекращения газоснабжения (за долги) организации, производящей и реализующей тепловую энергию и горячую воду для целей предоставления коммунальных услуг

23 Июня 2015 года

Постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 г. № 13385/13 по делу № А76-11876/2012

Основные тезисы постановления:

Неправомерное полное прекращение гарантирующим поставщиком (ГП) подачи электроэнергии потребителю, на которого распространяется специальный режим ограничения подачи электроэнергии, влечет за собой нарушение со стороны ГП пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Факт отсутствия у потребителя акта согласования аварийной брони не обосновывает правомерность действий ГП по полному прекращению подачи электроэнергии потребителю

18 Июля 2014 года

ВАС РФ издал решение от 17.06.2013 г. № ВАС-1600/13

Основной тезис решения:

В силу пункта 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ (включая и статью 546) применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, при регулировании отношений по договору снабжения электрической энергией законодательно закреплена возможность устанавливать отличные от предусмотренных в названном параграфе ГК РФ правила не только в законе, но и в иных правовых актах, к которым в силу пункта 4 статьи 3 ГК РФ относятся постановления Правительства Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в пункте 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике, в силу которого отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Следовательно, предусмотрев в пункте 53 Правил розничных рынков иные, нежели закреплены в статье 546 ГК РФ (неоднократное нарушение сроков оплаты товаров), основания одностороннего отказа от исполнения договора, действующего в сфере электроэнергетики (в частности, неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате энергии), Правительство Российской Федерации реализовало предоставленные ему статьей 539 Кодекса и статьей 37 Закона об электроэнергетике полномочия.

02 Июля 2013 года

А. Бороухин. ВАС РФ про Постановление № 1, или Можно ли всё-таки отключать «коммуналку»

В своей статье эксперт проекта ZHANE.RU Александр Бороухин рассуждает о существующих реалиях и перспективах возможной трансформации (в контексте издания ВАС РФ решения от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12) подходов правоприменительной практики к вопросу правовой оценки ограничения/прекращения ресурсоснабжения недобросовестных потребителей энергии

03 Октября 2012 года

Решение ВАС РФ от 17.09.2012 г. № ВАС-9586/12

Основные тезисы решения:

Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения, организация – потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах.

При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.

Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.

Соглашение носит гражданско-правовой характер и его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки в части определения объемов и сроков поставки энергоресурса, правовое регулирование которого предусмотрено Главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации

02 Октября 2012 года

Решение ВАС РФ от 08.02.2012 г. № ВАС-13754
 

Основные тезисы решения:

1. Из содержания пункта 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения розничных рынков), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, прямо следует, что непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) граждане-потребители вправе приобретать электрическую энергию только при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом, тогда как при управлении многоквартирным домом управляющей организацией граждане-потребители потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Само по себе урегулирование в пункте 64 Основных положений розничных рынков (находящемся в разделе IV, устанавливающем правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения) порядка подтверждения наличия договорных отношений между гражданином-потребителем и гарантирующим поставщиком не может подтверждать невозможность заключения гражданином-потребителем договора энергоснабжения с иной энергоснабжающей организацией. Из текста пунктов 178 и 179 непосредственно вытекает, что они распространяются на любых инициаторов ограничения режима электропотребления независимо от того, является ли он гарантирующим поставщиком или иной энергоснабжающей организацией.

3. В силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации правила параграфа 6 главы 30 названного Кодекса, в котором содержится статья 546, применяются к отношениям по договору снабжения электрической энергией, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Поскольку в силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации управомочено на утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями в случае нарушения ими своих обязательств, который подлежит применению также и в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии, к отношениям по ограничению режима потребления электрической энергии подлежит применению пункт 178 Основных положений розничных рынков, допускающий такое ограничение в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по оплате энергии, а не статья 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, не упоминающая о таком праве энергоснабжающей организации.

4. Правом на приостановление или ограничение подачи гражданину-потребителю электрической энергией наделена не только энергоснабжающая организация при непосредственном управлении многоквартирным домом (пункт 178 Основных положений розничных рынков), но и исполнитель коммунальных услуг при иных способах управления (подпункт "д" пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг)

06 Марта 2012 года

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.09.2011 г. N 86-ВПР11-3
Суд отменил определение кассационной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции, которым признаны незаконными действия поставщика, выразившиеся в ограничении и прекращении подачи газа путем закрытия отключающего устройства, неисполнении обязательств по поставке тепловой энергии добросовестным потребителям, поскольку в силу закона ограничение и прекращение поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между газоснабжающей организацией и организацией-потребителем, принятие такого решения поставщиком в одностороннем порядке не допускается
10 Октября 2011 года

Статья Логинова Д.А. О введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении оборонных объектов

В своей статье автор анализирует положения законодательства, регламентирующего порядок ограничения электроснабжения оборонных объектов

23 Августа 2011 года

Экспертное мнение по вопросу оценки правовых рисков, связанных с ограничением/прекращением теплоснабжения потребителей

В экспертном мнении приводится оценка правовых рисков, связанных с ограничением/прекращением теплоснабжения потребителей - должников по оплате потребленной тепловой энергии

03 Февраля 2011 года

Справка по вопросу порядка определения величины аварийной и технологической брони электроснабжения

В справке освещаются положения действующего законодательства, регулирующие порядок определения величины аварийной и технологической брони электроснабжения

17 Мая 2010 года