Некачественные коммунальные услуги: основания перерасчета платы и риски его непроведения

Некачественные коммунальные услуги: основания перерасчета платы и риски его непроведения

Необходимость перерасчета платы за некачественные коммунальные услуги принято связывать с самостоятельной фиксацией потребителем факта предоставления некачественных услуг.

Но обязанность по проведению перерасчетов может быть связана и с иными фактами, в частности, с фиксацией предоставления некачественных услуг самим исполнителем коммунальных услуг.

У такой зависимости есть вполне осязаемая правовая и правоприменительная подоплека.

Основания для перерасчета, предусмотренные в законе

В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:

  • предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.

В силу части 4 статьи 157 ЖК РФ в качестве последствия предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, и (или) с нарушением качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги (реализуемое в порядке, установленном Правительством РФ в Правилах № 354).

В свою очередь, в пункте 98 Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.

Согласно же пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения.

Вывод

Таким образом, из приведенных норм следует, что необходимость перерасчета размера платы связывается с фактом предоставления некачественных коммунальных услуг.

Выявление исполнителем факта предоставления некачественных услуг – основание для перерасчета

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом X Правил № 354.

Данный порядок предусматривает в т.ч. и алгоритм действий исполнителя при самостоятельном обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Так, согласно пунктам 104, 107, подпункту «а» пункта 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является, в частности:

  • дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей (указанные исполнителем в журнале учета таких фактов);
  • дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений (если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения).

Соответственно, обязанность исполнителя коммунальных услуг произвести перерасчет платы связывается не только с какими-либо активными действиями (например, с заявлением) потребителя услуг, но и с самостоятельным выявлением факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Такая связь отчасти подтверждается и пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Из его содержания следует, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания.

Вывод

Таким образом, заявительный порядок осуществления перерасчета платы при предоставлении потребителю некачественных услуг является не единственно возможным. Обязанность исполнителя произвести перерасчет платы может быть связана и с иными основаниями (не связанными с заявлением потребителя), в т.ч. и с самостоятельным выявлением исполнителем факта предоставления услуг ненадлежащего качества.

Ответственность исполнителя за непроведение инициативного перерасчёта

С учетом вышеизложенного логично предположить, что в случае самостоятельного выявления исполнителем факта оказания некачественных услуг, перерасчет должен быть произведен исполнителем в инициативном порядке.

Непроведение же исполнителем инициативного перерасчета может быть сопряжено со значительными юридическими рисками, обусловленными следующими возможными вариантами квалификации такого бездействия исполнителя и/или его менеджмента.

1. Мошенничество (хищение чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием) (ст. 159 УК РФ).

Справка

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах либо в умышленных действиях (например, использование различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности, к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества.

2. Злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации коммунальных ресурсов/услуг (статья 14.31 КоАП РФ).

Справка

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

3. Обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ).

Справка

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, относящихся к различным формам обмана потребителей (в т.ч., в форме обсчета потребителей). Соответственно, если исполнитель, заведомо зная о факте предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, умалчивает об этом факте и не производит перерасчет платы, указанные действия могут быть квалифицированы правоприменительными органами в качестве обмана потребителей.

Кроме того, необходимо учитывать и возможные гражданско-правовые риски исполнителя, связанные с непроведением инициативного перерасчета. Такие риски могут, в частности, выражаться во взыскании потребителями с исполнителя:

  • неосновательного обогащения (в размере разницы между размером фактически начисленной потребителям платы и размером платы, подлежащим внесению потребителями с учетом перерасчета) по статье 1102 ГК РФ;
  • процентов за пользование чужими средствами по статье 1107 ГК РФ;
  • штрафа в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить с учетом перерасчета (часть 6 статьи 157 ЖК РФ).

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Новые публикации

Все публикации
Книга для потребителей и продавцов энергии — путеводитель по судебной практике в энергетике и ЖКХ.

Сборник решений Верховного Суда

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.