О незаконности платы за проверку или первичную опломбировку приборов учета

Плата за опломбировку прибора учета

Типовая аргументация для потребителя по обоснованию незаконности взимания платы за проверку или первичную опломбировку прибора учета

В соответствии с пунктом 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы.

В силу пункта 81(14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) Правил № 354. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Таким образом, законодательство свидетельствует:

  • о недопустимости взимания с потребителей платы за первичную опломбировку прибора учета при его вводе в эксплуатацию;
  • о возможности взимания с потребителей платы за повторную опломбировку прибора учета только в случае повреждения пломбы потребителем или третьим лицом.

Согласно пункту 81(4) Правил № 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит в том числе работоспособность прибора учета. В соответствии с пунктом 81(6) по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, проверка работоспособности прибора учета является частью процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, а осмотр прибора учета в данном случае необходим исключительно для ввода в эксплуатацию прибора учета и его последующей опломбировки, которые, как уже указывалось выше, производятся без взимания платы с потребителя.

Такая позиция подтверждается как судебной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2016 № Ф06-11716/2016 по делу А72-260/2016), так и решениями надзорных органов (см, например, постановление Новосибирского УФАС от 01.12.2015 по делу № 02-13-78-2015, решение Волгоградского УФАС от 20.08.2015 по делу № 15-01-10-04/424).

Данная позиция воспроизводится и в разъяснениях ФАС России, содержащихся в письме от 13.12.2013 № КА/50647/13 «О возможности взимания платы за регистрацию индивидуальных приборов учета». Согласно указанным разъяснениям, ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами № 354, осуществляется исполнителем без взимания платы. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

С учетом вышеизложенного, взимание с потребителей платы за проверку измерительного комплекса на предмет его правильной работы (с целью допуска прибора учета в эксплуатацию и его последующей первичной опломбировки) противоречит действующему законодательству.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Новые публикации

Все публикации
Книга для потребителей и продавцов энергии — путеводитель по судебной практике в энергетике и ЖКХ.

Сборник решений Верховного Суда

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.